Главная Интервью Сергей Шпилько: «Ничто не мешает нашей столице войти в число ведущих туристических городов мира»

Сергей Шпилько: «Ничто не мешает нашей столице войти в число ведущих туристических городов мира»

Туристический поток в российскую столицу необходимо удвоить к 2020 году, а к 2018 году, когда в Москве пройдет Чемпионат мира по футболу, город должен войти в число ведущих туристических направлений как по числу туристов, так и по доходам от них. Таковы стратегические планы московского правительства. Председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько рассказал порталу «Интерфакс-Туризм», как он видит пути решения этой более чем амбициозной задачи.

– Проектом программы по развитию туризма в Москве, одобренном правительством столицы, предполагается, что в 2016 году город примет 3,5 млн. туристов из дальнего зарубежья, а всего – 6,8 млн. Не завышена ли цифра, учитывая нынешнее состояние дел?

– Нет, это вполне реально. Ежегодно через московские аэропорты прибывает около 4 млн. иностранцев. Примерно столько же останавливается в гостиницах. Приезжающие на автобусах и железнодорожным транспортом в эту цифру не входят. То есть реальное количество гостей в российской столице гораздо больше, чем показывает официальная статистика. Надо иметь в виду, что, в соответствии с законом РФ «Об основах туристской деятельности», туристом считается лицо, временно въехавшее на срок более 24 часов или с ночевкой, но менее чем на полгода с культурно-познавательными, культурно-спортивными, деловыми, религиозными и иными целями, не получающее дохода от местных источников. Другими словами, почти всех, кто приезжает в Москву, кроме трудовых мигрантов, беженцев и нелегалов, можно считать туристами. Другое дело, что цифра в 4 или даже 5-6 млн. иностранных туристов для такого города, как Москва, мягко говоря, небольшая, и над ее увеличением еще работать и работать.

– Поставлена ли перед Комитетом по туризму Москвы задача повысить доходы от туризма?

– Туризм – сфера рыночных отношений, его нельзя развивать только как социальный проект, город вправе рассчитывать на отдачу, в том числе, в виде соответствующих налоговых поступлений. Уверен, что у Москвы есть все шансы войти в десятку крупнейших городов мира с весомыми доходами от туризма. Однако сегодня у нас нет объективных статистических данных не только о числе туристов в Москве, но и о том, сколько они тратят, сколько город зарабатывает на туризме. Даже разработка необходимых для соответствующих расчетов методик – отдельная, сложная задача, не говоря уже о сборе самой информации и оценке мультипликативного эффекта от развития туризма. Речь идет не только о совершенствовании статистики в части турпотоков и финансов, но и о данных об инвестициях, занятости, движении основных фондов. Пока доходы от турбизнеса учитываются, главным образом, по налоговым поступлениям от гостиниц, большинство из которых попадает в федеральный бюджет. У нас состоялась плодотворная встреча с руководством Минспортуризма и Ростуризма, на которой говорилось о том, как объединить усилия для разработки методик оценки результатов работы туротрасли. Если удастся это сделать в Москве, Ростуризм сможет распространить полученный опыт на другие регионы.

– Какую задачу в сфере развития туризма вы назвали бы главной?

– На данном этапе – подтянуть уровень развития культурно-познавательного туризма. Сейчас Москва является российской столицей двух видов туризма – делового и речного круизного. Это не значит, что нет проблем, например, с развитием MICE-индустрии. Не хватает современных конгрессных площадей, мешает визовый режим и т.д. Но средний уровень загрузки отелей в высокий деловой сезон (осенью и весной) составляет около 60%. А летом и на новогодние каникулы он падает до 40%, а то и ниже. То есть гостиницы простаивают в период высокого сезона поездок с целью отдыха и развлечений. Отсюда вытекает задача увеличения массовых рекреационных турпотоков, что невозможно сделать без популяризации туристических возможностей Москвы. Иными словами, речь идет о схеме продвижения города как туристического центра по принципу «увеличение спроса на поездки – рост предложения». Вряд ли это сделать легко, ведь Москва в разных рейтингах неизменно лидирует по дороговизне отелей. Кроме того, городу явно не хватает бюджетного размещения.

– С этими рейтингами не все так однозначно. Они составляются, в основном, по цене «от стойки» отелей бизнес-класса. А рассчитывать надо бы по фактическим продажам и дифференцировать по звездности.

– Летом, например, многие отели 4-5* принимают тургруппы через туроператоров. При этом стоимость туродня без учета цены авиабилета варьируется в диапазоне от 100 долларов до 100 евро, включая питание, экскурсии, трансфер. То есть соотношение «цена/качество» в самой Москве для туриста в таком пакете – лучше не придумаешь. Что же касается летних цен в бюджетных гостиницах туристического класса, в среднем, по данным соответствующего мониторинга, они составляют около 2 тыс. рублей, хотя можно найти номер и за тысячу. А в хостелах цена начинается от 500 рублей, так что дороговизна московских отелей, по крайней мере, в высокий сезон группового туризма – это миф, с которым пора расставаться.

Другой миф – низкий уровень гостиничного сервиса. В Москве сегодня представлено абсолютное большинство мировых гостиничных брендов, причем их присутствие расширяется и в сегменте управления отелями 3*. Например, на московский рынок недавно вышла сеть Best Western. Как известно, управление сервисом в сетевых отелях осуществляется по единым стандартам качества, что в Москве, что в Нью-Йорке, что в Куала-Лумпуре.

Другое дело, что большинство отелей бизнес-класса построено или реконструировано в последние два десятилетия. А большинство гостиниц эконом-класса открывались еще в советское время и нуждаются в реконструкции. Например, остро стоит вопрос их кондиционирования. Так что в этом смысле проблема действительно есть, но растет и интерес инвесторов к этой категории средств размещения.

– А хватает ли Москве гостиниц эконом-класса?

– Частично на этот вопрос я уже ответил. Их действительно не хватает, но реальная картина лучше статистической. Официальная статистика утверждает, что в Москве 215 гостиниц и иных средств размещения, но даже предварительный анализ показал, что их значительно более 300. За бортом статистического учета оказываются, в основном, бюджетные средства размещения – хостелы, мини-отели, а также гостиницы, встроенные в торговые, развлекательные, спортивные комплексы и, как правило, находящиеся на их балансе. То есть, как правило, те же бюджетные места.

В мае мы развенчали еще один миф – о том, что в Москве хостелов раз-два и обчелся. На тот период их было 45 на 2300 мест, в подавляющем большинстве они расположены в центре города. С тех пор открылось еще больше десятка хостелов. Очередной открывается на Садово-Кудринской улице, в нескольких минутах ходьбы от площади Маяковского.

Вопрос строительства новых отелей – это, в первую очередь, вопрос поиска новых площадок и зданий под реконструкцию, улучшения инвестиционного климата, над чем сейчас активно работает правительство Москвы. У нас в комитете находится несколько интересных проектов создания гостиничных сетей эконом-класса, в том числе модульных, быстровозводимых, а также гостиниц с весьма комфортным номерным фондом и минимумом инфраструктуры, хорошо зарекомендовавших себя в Скандинавии. Мы передаем эти и другие проекты в градостроительный комплекс города, где с инвесторами работает уже Комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. В непосредственной компетенции нашего комитета – стратегия развития гостиничного хозяйства столицы и работа с уже действующими отелями.

– Москву часто сравнивают с Санкт-Петербургом, причем не в пользу столицы. Якобы в столице недостаточно достопримечательностей и это сдерживает поток туристов.

– Питер и раньше был более привлекательным городом в экскурсионном отношении. В последние годы он совершил качественный скачок в процессе своего формирования как туристического направления, отчасти благодаря динамичному развитию морских круизов. Москва, по большому счету, тоже созрела для такой трансформации. Расширяется первый эшелон объектов показа, в который вошли столичное метро, парковый комплекс музея-заповедника «Коломенское», «Бункер Сталина» на Таганке, появилось множество новых интересных музеев, а существующие обновляют экспозиции. Обновляются экскурсионные программы, событийный ряд. Меняет формат праздника «Широкая Масленица», набирает популярность Фестиваль военно-духовых оркестров «Спасская башня».

В начале сентября мы проводим первый крупный Фестиваль военно-исторических реконструкций, это одна из немногих незанятых пока ниш на мировом событийном рынке. В октябре в городе впервые состоится Фестиваль света. В общем, многое делается для того, чтобы вдохнуть в столичную индустрию гостеприимства новую жизнь. В том числе с точки зрения создания условий, привычных для туристов в других мировых мегаполисах. Это современная система ориентирования, городской туристический интернет-портал, туристические информационные центры, колл-центр и т.д., вплоть до туалетов. Каждая из этих задач, казалось бы, немудреная, но, с учетом проведения конкурсных процедур по 94-му федеральному закону и создания соответствующей нормативной базы, год-другой на это понадобится. В общем, делается многое, но этого недостаточно. По сути, мы только приступаем к ребрендингу города как туристического центра.

– Туризм – сфера многоплановая. И не все в решении поставленных задач может зависеть от Комитета по туризму. Как складывается ваше сотрудничество с другими комитетами правительства Москвы?

– Мы работаем со многими структурными подразделениями правительства Москвы – с градостроительным и транспортным комплексами, с Департаментами средств массовой информации и рекламы, социальной защиты населения, культуры, образования. Органично выстраиваются отношения с Минспорттуризмом, Ростуризмом, Минрегионом – в общем, со всеми ведомствами, имеющими отношение к туротрасли на городском и федеральном уровне.

Палки в колеса нам пока не ставят. Другое дело, что реализация любого проекта требует длительных процедур согласования, выпуска распорядительных документов. Взять, казалось бы, не самый сложный вопрос – организацию стоянок для туристических автобусов. Двадцать лет автобусы останавливаются в одних и тех же местах, группы туристов высаживают, а водителей штрафуют. Мэр дал четкое указание: вопрос решить. Турбизнес определил места, где надо организовать остановки и парковочные стоянки в первую очередь. Хотели управиться к сезону, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры вместе с нами взялся за работу, но процесс согласования с различными инстанциями, вопрос разработки и утверждения схем занял несколько месяцев. А еще предстоит разработка техзаданий балансодержателями, проведение конкурсных процедур, сама разметка и вывешивание знаков… То есть, как ни крути, а если действовать по закону – еще несколько месяцев работы.

– У Москвы нет самостоятельной программы развития туризма, она стала частью большой программы развития индустрии отдыха в столице. Не помешает ли это превращению столицы в крупный туристический центр?

– Москва – город большой и сложный. Ставка, в первую очередь, делается на решение масштабных логистических проблем, которые актуальны не только для приезжих, но и для самих москвичей – комплексной застройки, ЖКХ, паркового хозяйства. Что касается отдачи, то торговля, транспорт, промышленность и финансовый сектор приносят в городскую казну доходов больше, чем туриндустрия. Поэтому нереально ждать, что правительство Москвы, отложив все, сосредоточится на развитии туризма. Соответственно и в программе развития отдыха и туризма центр тяжести приходится на развитие городского рекреационного хозяйства, включая парки, обустройство дворов, учреждений культуры, спорта и т.д. При этом тема гостиничного строительства в значительной степени уходит в городскую программу «Жилище». Денег на развитие собственно туризма, не считая инвестиций, выделяется, может быть, и меньше, чем хотелось бы – на этот год порядка 270 млн. рублей. Но, прежде чем претендовать на большее, необходимо обеспечить эффективное использование уже выделенных средств. А это для нашего небольшого комитета, которому придано теперь еще и гостиничное хозяйство и в котором пока не закончилась реорганизация – задача непростая. Решать ее будем вместе со столичным турбизнесом и гостиничным хозяйством. Опыт работы в Российском союзе туриндустрии и госструктурах на федеральном уровне мне здесь большое подспорье. И, возвращаясь к городским госпрограммам: в общей сложности их 17, и все они прямо или косвенно работают на развитие туризма.

Интервью брали корреспонденты РСТ.

Фото - «Турдом».

 

ЕЩЕ  Интервью
 


Свежие публикации:



Новые книги

Ватикан

News image

Ватикан.Ватикан — один из крупнейших центров христианской церкви. Одновременно это уникальный город-государство и единственная в современном мире абсолютная клерикальная монархия во главе с папой римским. Судьба Ватикана сложилась таким образом, что им...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Прага

News image

Прага, уютно расположившаяся вокруг своего великолепного Града, обладает уникальным, почти волшебным характером. Его можно обнаружить и зимой, занесенным снегом, и весной, отраженным в музыке булыжных улиц — влюбое время года ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Международный независимый эколого-полито

News image

МНЭПУ – высокое качество обучения! Международные ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры