Главная Загадки России Правда и вымысел в жизни Александра Колчака

Правда и вымысел в жизни Александра Колчака

Правда и вымысел в жизни Александра КолчакаДостаточно часто кинематограф, приписывает героям прошлого поступки ими не совершаемые. Ярчайший тому пример знаменитый фильм «Чапаев», ставший в один миг культовым событием для целой страны, красочно изобразивший событие, которых не происходило на самом деле. Похожая история произошла и с фильмом «Адмирал», описывающим судьбу адмирала Колчака. Известный историк, автор ряда исследовательских книг и фильмов о тайнах Российской истории Андрей Синельников, рассказал «Национальному географическому обществу» о нестыковках судьбы реального адмирала Колчака и его прототипа в кино.

Д.С.: Андрей, сегодня Колчак чуть ли не национальный герой, ему даже собираются поставить памятник, но современная публика в основном знает о его жизни по фильму «Адмирал», насколько совпадают «киношная» и реальная жизнь Адмирала?

Мне было бы очень интересно узнать, за какие заслуги планируется сооружать Колчаку памятник? Да и фильм «Адмиралъ», по которому судят о его жизни основная масса наших соотечественников, построен отчасти на фактах, которых не было на самом деле….

Д.С.: Неужели события фильма вымышленные?

Во всяком случае, его первая половина, в которой отражаются события 1916-1917 гг. На самом деле никакого немецкого броненосного крейсера «Фридрих Карл», как это показано в фильме, в апреле 1916 года Колчак на мины не заманивал. Он так же не стрелял по нему из 75 мм пушки, заставив остановиться бронированного гиганта. И, уж точно, не вынуждал его взорваться его на выставленном Колчаком минном заграждении. Так живописно показанная артиллерийская дуэль крошечного русского миноносца с закованным в броню германским крейсером в 10 тыс. тонн водоизмещением - нечто из области фантастики. Да, броненосный крейсер огнем своих тяжелых орудий одним-двумя залпами за пределами дальности, стрельбы малокалиберных орудий миноносца разнес бы в щепы этот кораблик.

Д.С.: Но ведь известно, что немецкий крейсер с таким названием существовал на самом деле…

Действительно если обратиться к фактам, то германский броненосный крейсер «Фридрих Карл» существовал и погиб на русском минном заграждении, но не в апреле 1916 г., а 17 ноября 1914 года. Колчак, в то время был флаг-капитаном по оперативной части штаба командующего флотом Балтийского моря (нынешний начальник оперативного управления отдела штаба флота) и разумеется не имел к потоплению «Фридриха Карла» абсолютно никакого отношения.

Д.С.: Это единственная нестыковка в фильме?

Нет. Взять тот же эпизод с обстрелом позиций германских войск на курляндском побережье. Там Колчак, связываясь с русским армейским командованием по телефону, представляется: «Командир крейсера «Слава» контр-адмирал Колчак». Тоже явная чушь. Не было в составе Российского императорского флота крейсера с таким названием. Был в 1905-1917 гг. эскадренный броненосец «Слава», причисленный в октябре 1907 г. к классу линейных кораблей. Это был корабль первого ранга, и контр - адмирал по рангу не мог им командовать. В Первую мировую войну им командовали капитан 1 ранга С. Вяземский (погиб 17 августа 1915 г. от попадания немецкого снаряда полевой пушки в рубку «Славы» во время обстрела германских позиций) и В. Антонов (1915-1917 гг.). Кстати необходимо отметить, что Колчак за всю службу никогда не командовал боевыми кораблями свыше 750 тонн водоизмещением. Обычно это были миноносцы. Крейсерами, линкорами, эскадрами командовать ему не довелось. Весь его исторический портрет и образ выдающегося морского военачальника соткан из мифов и легенд, сочиненных самим же «верховным правителем» на допросах в Иркутске в январе-феврале 1920 г.

Д.С.: А как же покорение Арктики, тут «из песни слова не выкинешь»…

Северный морской путь, как утверждают восторженные почитатели таланта адмирала, называя его выдающимся полярным исследователем, Колчак не открывал. Северный морской путь впервые в истории мореплавания с востока на запад открыли ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач», которые прошли его за две навигации в 1914-1915 гг. под командованием капитана 2 ранга Б. Вилькицкого, а вовсе не Колчака.

Д.С.: А как же экспедиция барона Толля?

В этой экспедиции в 1900-1903 гг., которая занималась поисками в районе Новосибирских островов мифической «земли Санникова», лейтенант Колчак действительно участвовал, но далеко не на первых ролях. Возглавлял экспедицию известный полярный исследователь Э.В. Толль, его первым помощником был Уве Зееберг, погибший вместе с бароном. Командовали шхуной «Заря» опытные полярники, будущие герои Цусимского сражения - лейтенанты Н. Коломейцев (командир) и Ф. Матисен (старший офицер). Колчак в этой экспедиции был всего лишь вахтенным начальником и производителем гидрографических работ.

Д.С.: Откуда в таком случае появились небылицы о жизни и подвигах белого адмирала?

Из допросов в Иркутске. На них «верховный правитель» адмирал Колчак, ничтоже сумняшеся, приписал себе потопление японского крейсера «Такосаго» под Порт-Артуром в 1904 г., сколачивание в 1905 г. в Петербурге военно-морского кружка и создание в 1906 г. Морского генерального штаба. Все эти его, «фантазии» разоблачаются «Обзором постановок минных заграждений в Порт-Артуре» и другими подобными документами. Ни на Балтике (1915-1916 гг.), ни на Черном море (1916 -1917гг.) Колчак не выиграл ни одного сражения. А «блестяще» проведенная им операция по набегу на конвой 12-14 рудовозов в Норчепингской бухте (Швеция) 31 мая 1915 г. оказалась безрезультатной. В то же время его быстроходными и хорошо вооруженными эсминцами типа «Новик» не был уничтожен ни один из германских транспортов с железной рудой, следовавших в фатерлянд из Швеции. Мало того имея огромное превосходство в силах, в том числе и новые дредноуты, командовавший Черноморским флотом вице-адмирал Колчак так и не смог не то, что потопить, а даже повредить пиратствовавшие в Черном море германские крейсера «Гебен» и «Бреслау». А бессистемная засыпка минами Босфора, осуществлявшаяся Колчаком летом и осенью 1916 г., исключила возможность планировавшейся там десантной операции, которая в случае успеха реализовала бы одну из главных целей России в войне.

Д.С.: Попахивает, как говорили в СССР вредительством…

Возможно, что и так, ведь менее чем за годичное командование Колчаком Черноморским флотом наши морские силы в этом регионе понесли самые тяжелые потери за всю войну: подводную лодку «Морж», эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный» и линкор «Императрица Мария». Гибель последнего - одного из двух новейших дредноутов, которыми тогда располагал Черноморский флот, происшедшая не в открытом бою с противником, а в хорошо защищенной базе, причем без какого-либо явного воздействия извне, потрясла всю Россию и была сравнима разве что с национальным бедствием. Достаточно сказать, что одна только постройка этого линкора обошлась казне в 29 млн. рублей, что соответствовало в то время 28 тоннам золота. Поэтому естественно, что Колчак, как командующий флотом, при начальствовании которого произошла эта грандиозная катастрофа, подлежал суду за гибель дредноута. Морскому министру адмиралу И. Григоровичу с большим трудом удалось убедить царя отложить суд над Колчаком до окончания войны.

Д.С.: Но у любого поступка есть мотивация, какой она могла бы быть у Колчака?

Что бы понять это, необходимо сказать несколько слов о Колчаке, как «Верховном правителе России». В этом качестве он стал марионеткой в руках командующих экспедиционными войсками стран Антанты в Сибири. Руководитель британской военной миссии в Сибири и на Дальнем Востоке генерал А. Нокс привез в конце октября 1918 г. в Омск вице-адмирала Колчака, где последний 4 ноября занял пост военного и морского министра Уфимской директории. А спустя две недели в результате совершенного при активной помощи представителей Антанты военного переворота Колчак провозглашает себя «Верховным правителем России». В тот же день он фактически сам себе присваивает чин полного адмирала.

Д.С.: В современной России, Колчак больше известен не в качестве морского волка, а как один из лидеров Белого движения, на этом поприще его жизнь то же овевают мифы?

Как раз нет. К весне 1919 г. с помощью союзников по Антанте Колчак на самом деле создал значительные вооруженные силы численностью до 400 тыс. человек, включая 30 тыс. офицеров, и 6 марта начал наступление на Урале. Но, войска Восточного фронта Красной Армии в течение полутора месяцев остановили продвижение колчаковских армий к Волге и 28 апреля перешли в решительное контрнаступление. Войска Южной группы Восточного фронта под командованием М. Фрунзе разгромили колчаковцев в Башкирии и Предуралье. А 21 июня 1919 г. в наступление перешел весь Восточный фронт. Началось паническое бегство деморализованных колчаковских армий на восток. Надо признать, что диктатура «верховного правителя» сопровождалась массовыми расстрелами и репрессиями на занятой им территории. Только в Екатеринбургской губернии колчаковцы расстреляли свыше 25 тыс. человек. За период правления Колчака, по некоторым данным, было уничтожено 56 тыс. крестьянских хозяйств, сожжено 20 тыс. построек, угнано боле 40 тыс. голов скота, сожжено более 600 тыс. пудов продовольственного зерна, семян и более полутора миллионов пудов сена. Вся Сибирь поднялась на партизанскую борьбу против колчаковщины. Из-за этого «Верховный правитель» мог использовать на фронте лишь треть своих войск, так как остальные две трети воевали против партизан.

Д.С.: Каким стал конец Колчака?

В ответ на ультиматум партизан Черемховского угольного бассейна, перекрывших Транссибирскую железнодорожную магистраль, недавние друзья Колчака - интервенты решили пожертвовать «Верховным правителем» ради спасения собственной шкуры и выдали адмирала партизанам. Затем по постановлению Иркутского военно-революционного комитета морозным утром 7 февраля 1920 г. расстрелян и спущен под лед реки Ушаковки, притока Ангары.

Д.С.: Спасибо!

Беседовал Дмитрий Соколов

Правда и вымысел в жизни Александра Колчака

Достаточно часто кинематограф, приписывает героям прошлого поступки ими не совершаемые. Ярчайший тому пример знаменитый фильм «Чапаев», ставший в один миг культовым событием для целой страны, красочно изобразивший событие, которых не происходило на самом деле. Похожая история произошла и с фильмом «Адмирал», описывающим судьбу адмирала Колчака. Известный историк, автор ряда исследовательских книг и фильмов о тайнах Российской истории Андрей Синельников, рассказал «Национальному географическому обществу» о нестыковках судьбы реального адмирала Колчака и его прототипа в кино.

Д.С.: Андрей, сегодня Колчак чуть ли не национальный герой, ему даже собираются поставить памятник, но современная публика в основном знает о его жизни по фильму «Адмирал», насколько совпадают «киношная» и реальная жизнь Адмирала?

Мне было бы очень интересно узнать, за какие заслуги планируется сооружать Колчаку памятник? Да и фильм «Адмиралъ», по которому судят о его жизни основная масса наших соотечественников, построен отчасти на фактах, которых не было на самом деле….

Д.С.: Неужели события фильма вымышленные?

Во всяком случае, его первая половина, в которой отражаются события 1916-1917 гг. На самом деле никакого немецкого броненосного крейсера «Фридрих Карл», как это показано в фильме, в апреле 1916 года Колчак на мины не заманивал. Он так же не стрелял по нему из 75 мм пушки, заставив остановиться бронированного гиганта. И, уж точно, не вынуждал его взорваться его на выставленном Колчаком минном заграждении. Так живописно показанная артиллерийская дуэль крошечного русского миноносца с закованным в броню германским крейсером в 10 тыс. тонн водоизмещением - нечто из области фантастики. Да, броненосный крейсер огнем своих тяжелых орудий одним-двумя залпами за пределами дальности, стрельбы малокалиберных орудий миноносца разнес бы в щепы этот кораблик.

Д.С.: Но ведь известно, что немецкий крейсер с таким названием существовал на самом деле…

Действительно если обратиться к фактам, то германский броненосный крейсер «Фридрих Карл» существовал и погиб на русском минном заграждении, но не в апреле 1916 г., а 17 ноября 1914 года. Колчак, в то время был флаг-капитаном по оперативной части штаба командующего флотом Балтийского моря (нынешний начальник оперативного управления отдела штаба флота) и разумеется не имел к потоплению «Фридриха Карла» абсолютно никакого отношения.

Д.С.: Это единственная нестыковка в фильме?

Нет. Взять тот же эпизод с обстрелом позиций германских войск на курляндском побережье. Там Колчак, связываясь с русским армейским командованием по телефону, представляется: «Командир крейсера «Слава» контр-адмирал Колчак». Тоже явная чушь. Не было в составе Российского императорского флота крейсера с таким названием. Был в 1905-1917 гг. эскадренный броненосец «Слава», причисленный в октябре 1907 г. к классу линейных кораблей. Это был корабль первого ранга, и контр - адмирал по рангу не мог им командовать. В Первую мировую войну им командовали капитан 1 ранга С. Вяземский (погиб 17 августа 1915 г. от попадания немецкого снаряда полевой пушки в рубку «Славы» во время обстрела германских позиций) и В. Антонов (1915-1917 гг.). Кстати необходимо отметить, что Колчак за всю службу никогда не командовал боевыми кораблями свыше 750 тонн водоизмещением. Обычно это были миноносцы. Крейсерами, линкорами, эскадрами командовать ему не довелось. Весь его исторический портрет и образ выдающегося морского военачальника соткан из мифов и легенд, сочиненных самим же «верховным правителем» на допросах в Иркутске в январе-феврале 1920 г.

Д.С.: А как же покорение Арктики, тут «из песни слова не выкинешь»…

Северный морской путь, как утверждают восторженные почитатели таланта адмирала, называя его выдающимся полярным исследователем, Колчак не открывал. Северный морской путь впервые в истории мореплавания с востока на запад открыли ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач», которые прошли его за две навигации в 1914-1915 гг. под командованием капитана 2 ранга Б. Вилькицкого, а вовсе не Колчака.

Д.С.: А как же экспедиция барона Толля?

В этой экспедиции в 1900-1903 гг., которая занималась поисками в районе Новосибирских островов мифической «земли Санникова», лейтенант Колчак действительно участвовал, но далеко не на первых ролях. Возглавлял экспедицию известный полярный исследователь Э.В. Толль, его первым помощником был Уве Зееберг, погибший вместе с бароном. Командовали шхуной «Заря» опытные полярники, будущие герои Цусимского сражения - лейтенанты Н. Коломейцев (командир) и Ф. Матисен (старший офицер). Колчак в этой экспедиции был всего лишь вахтенным начальником и производителем гидрографических работ.

Д.С.: Откуда в таком случае появились небылицы о жизни и подвигах белого адмирала?

Из допросов в Иркутске. На них «верховный правитель» адмирал Колчак, ничтоже сумняшеся, приписал себе потопление японского крейсера «Такосаго» под Порт-Артуром в 1904 г., сколачивание в 1905 г. в Петербурге военно-морского кружка и создание в 1906 г. Морского генерального штаба. Все эти его, «фантазии» разоблачаются «Обзором постановок минных заграждений в Порт-Артуре» и другими подобными документами. Ни на Балтике (1915-1916 гг.), ни на Черном море (1916 -1917гг.) Колчак не выиграл ни одного сражения. А «блестяще» проведенная им операция по набегу на конвой 12-14 рудовозов в Норчепингской бухте (Швеция) 31 мая 1915 г. оказалась безрезультатной. В то же время его быстроходными и хорошо вооруженными эсминцами типа «Новик» не был уничтожен ни один из германских транспортов с железной рудой, следовавших в фатерлянд из Швеции. Мало того имея огромное превосходство в силах, в том числе и новые дредноуты, командовавший Черноморским флотом вице-адмирал Колчак так и не смог не то, что потопить, а даже повредить пиратствовавшие в Черном море германские крейсера «Гебен» и «Бреслау». А бессистемная засыпка минами Босфора, осуществлявшаяся Колчаком летом и осенью 1916 г., исключила возможность планировавшейся там десантной операции, которая в случае успеха реализовала бы одну из главных целей России в войне.

Д.С.: Попахивает, как говорили в СССР вредительством…

Возможно, что и так, ведь менее чем за годичное командование Колчаком Черноморским флотом наши морские силы в этом регионе понесли самые тяжелые потери за всю войну: подводную лодку «Морж», эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный» и линкор «Императрица Мария». Гибель последнего - одного из двух новейших дредноутов, которыми тогда располагал Черноморский флот, происшедшая не в открытом бою с противником, а в хорошо защищенной базе, причем без какого-либо явного воздействия извне, потрясла всю Россию и была сравнима разве что с национальным бедствием. Достаточно сказать, что одна только постройка этого линкора обошлась казне в 29 млн. рублей, что соответствовало в то время 28 тоннам золота. Поэтому естественно, что Колчак, как командующий флотом, при начальствовании которого произошла эта грандиозная катастрофа, подлежал суду за гибель дредноута. Морскому министру адмиралу И. Григоровичу с большим трудом удалось убедить царя отложить суд над Колчаком до окончания войны.

Д.С.: Но у любого поступка есть мотивация, какой она могла бы быть у Колчака?

Что бы понять это, необходимо сказать несколько слов о Колчаке, как «Верховном правителе России». В этом качестве он стал марионеткой в руках командующих экспедиционными войсками стран Антанты в Сибири. Руководитель британской военной миссии в Сибири и на Дальнем Востоке генерал А. Нокс привез в конце октября 1918 г. в Омск вице-адмирала Колчака, где последний 4 ноября занял пост военного и морского министра Уфимской директории. А спустя две недели в результате совершенного при активной помощи представителей Антанты военного переворота Колчак провозглашает себя «Верховным правителем России». В тот же день он фактически сам себе присваивает чин полного адмирала.

Д.С.: В современной России, Колчак больше известен не в качестве морского волка, а как один из лидеров Белого движения, на этом поприще его жизнь то же овевают мифы?

Как раз нет. К весне 1919 г. с помощью союзников по Антанте Колчак на самом деле создал значительные вооруженные силы численностью до 400 тыс. человек, включая 30 тыс. офицеров, и 6 марта начал наступление на Урале. Но, войска Восточного фронта Красной Армии в течение полутора месяцев остановили продвижение колчаковских армий к Волге и 28 апреля перешли в решительное контрнаступление. Войска Южной группы Восточного фронта под командованием М. Фрунзе разгромили колчаковцев в Башкирии и Предуралье. А 21 июня 1919 г. в наступление перешел весь Восточный фронт. Началось паническое бегство деморализованных колчаковских армий на восток. Надо признать, что диктатура «верховного правителя» сопровождалась массовыми расстрелами и репрессиями на занятой им территории. Только в Екатеринбургской губернии колчаковцы расстреляли свыше 25 тыс. человек. За период правления Колчака, по некоторым данным, было уничтожено 56 тыс. крестьянских хозяйств, сожжено 20 тыс. построек, угнано боле 40 тыс. голов скота, сожжено более 600 тыс. пудов продовольственного зерна, семян и более полутора миллионов пудов сена. Вся Сибирь поднялась на партизанскую борьбу против колчаковщины. Из-за этого «Верховный правитель» мог использовать на фронте лишь треть своих войск, так как остальные две трети воевали против партизан.

Д.С.: Каким стал конец Колчака?

В ответ на ультиматум партизан Черемховского угольного бассейна, перекрывших Транссибирскую железнодорожную магистраль, недавние друзья Колчака - интервенты решили пожертвовать «Верховным правителем» ради спасения собственной шкуры и выдали адмирала партизанам. Затем по постановлению Иркутского военно-революционного комитета морозным утром 7 февраля 1920 г. расстрелян и спущен под лед реки Ушаковки, притока Ангары.

Д.С.: Спасибо!

Беседовал Дмитрий Соколов

ЕЩЕ  Загадки России
 


Свежие публикации:



Новые книги

Сергей Пасенюк "КОМАНДОРСКИЕ ОСТРОВА"

News image

Сергей Пасенюк.КОМАНДОРСКИЕ ОСТРОВА.Этот альбом — документальный рассказ о затерянных в океане Командорских островах — Беринга и Медном, — изъеденных океанским сквозняком осколках Алеутской гряды, некогда соединявшей два материка. По счастливой сл...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Хорватия

News image

Хорватия удивительно разнообразна от Адриатики до Загреба. На островах вдоль побережья вы найдете тыся чи потрясающих мест для уединения; предгорья Альп полны велосипедных марш рутов и разбросанных по всюду курортов; ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Ambotis

News image

Компания "AMBOTIS TOURS ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры