Главная Интервью Кто автор Повести временных лет?

Кто автор Повести временных лет?

Подлинник или подделка?


Кто автор Повести временных лет?Недавно исполнилось 900 лет, с тех пор как монах Нестор начал свою повесть временных лет… Так говорят исторические хроники… Однако в России, как и во всем мире давно вошло в традицию переписывать события предыдущих столетий в угоду новой взошедшей на престол династии. Романовы уничтожали историю Рюриковичей, большевики в свою очередь пытались переписать историю Романовых. Но самое большое удивление вызывает тот факт, что знаменитая «Повесть временных лет», по которой сегодня во всем мире изучают древнюю историю Руси, возможно, была написана не монахом Нестором, а совсем другим человеком – графом, шотландским принцем, масоном и колдуном, сподвижником Петра 1 Яковом Брюсом. Рассказать «Национальному Географическому Обществу» детали этой мистико-детективной истории согласился историк, член союза писателей России, автор ряда художественных и документальных книг о древней Руси Андрей Синельников, посвятивший много лет изучению происхождения этой летописи.


Д.С.: Андрей, Ваше утверждение, что «Повесть временных лет» принадлежит перу одного из самых одиозных сподвижников Петра 1 Якову Брюсу, вызывает, как минимум удивление, ведь всем со школьной скамьи известно, что летопись написал монах Нестор?

А.С.: Да, действительно, так преподают сегодня в школе. И я нисколько не спорю, с излагаемой последовательностью событий и фактами, приведенными в летописи, меня только интересует, когда же это было на самом деле написано, и почему обретение этой летописи происходило при таких странных обстоятельствах.

Д.С.: Но это же всем давно известно…

А.С.: Не совсем. Известно содержание летописи, известно в своде каких летописей она существовала прежде, но вот процесс обретения списка летописи, который мы все знаем, и с которого сделал переводы на современный русский язык, знаменитый историк  В.Н. Татищев, когда трудился при дворе Петра 1, очень туманны.

Д.С.: Сегодня считается что «Повесть временных лет» была переведена со знаменитой Радзивиловской летописи, Василием Никитичем Татищевым, в чем здесь тайна?

А.С.: Все дело в том, что любая история, это, прежде всего литературное произведение. Откройте описание событий 1991 года в России пера коммуниста, военного и либерала, при общем правильном изложении исторических фактов это будут три абсолютно разных истории России. Всегда важно смотреть, кто и как пишет ту или иную историю. Вот в этом ракурсе история России Татищева обрастает довольно странными подробностями и личностями причастными к этому труду. Судьба Татищева складывалась довольно интересно, родился он в Псковском уезде, затем учился в московской артиллерийской и инженерной школе под руководством… Якова Брюса! Участвовал во всех петровских баталиях, не раз был за границей, в Берлине, Бреславле, Дрездене, Данциге для усовершенствования в науках. По возвращении Татищев состоял при том же Якове Брюсе, президенте берг- и мануфактур-коллегии. И именно Брюсом же     было сделано представление Петру Великому о необходимости написания подробной "Русской Истории" А исполнителем затеи сей был назначен Татищев, на которого лично Брюс в 1719 году указал Петру.

Д.С.: А что такого странного было в этом Якове Брюсе?

А.С.: Практически все. Официально он был ближайшим сподвижником Петра 1 и принцем королевской крови. Его родословная тянется из глубокого прошлого Европы и восходит к норманнскому завоеванию Англии, в котором участвовали предки Брюса. Самым известным его предком был король Шотландии Роберт I. За свою службу Яков Брюс руководил Новгородским приказом, командовал русской артиллерией в северную войну, был сенатором. Много сделал для организации в России военных производств, типографского дела и развития наук. А не официально… слыл колдуном, чернокнижником, основателем масонства в России. Говорили, что в своей Сухаревой башне на третьем этаже у него жил настоящий дракон, на котором он по ночам летал над Москвой, по другой легенде он так же создал живую механическую куклу и много других страшных небылиц. Так вот именно этот человек имевший на Петра 1 не меньшее влияние, чем Григорий Распутин на Николая Второго и передал будущему светиле отечественной исторической науки «Радзивиловскую рукопись» для затравки всего дела и определения основной канвы пишущейся истории России, до этого с десяток лет пролежавшую в его книгохранилище. В это время кто-то из его приближенных переписал эту рукопись на современный язык, и только потом список был передан Татищеву, работавшему тогда под руководством Брюса в горной коллегии, с назиданием заняться изучением истории России. Кстати сам Татищев в старости вспоминал, что именно Брюс дал ему напутствие в науку.

Д.С.: А как выглядела эта Радзивиловская летопись, оказавшаяся по Вашим словам первоисточником для «Повести ременных лет»?

А.С.: Летопись была известна и раньше. Но к 18 веку она дошла только в виде составной части Радзивиловской летописи, которая была очень странным документом во многих отношениях. Написана она была на бумаге польского изготовления не ранее пятнадцатого века и содержала 618 рисунков. Причем каких! Прекрасных рисунков, на которых - походы русов на Царьград, войны с печенегами и набеги на половцев, взимание дани с покоренных народов, казни, сражения, убийства, небесные знамения. От постройки Новгорода до 1206 года - разнообразнейшие картины жизни и быта Древней Руси. Другой такой летописи просто нет. Ничего подобного этим рисункам мы не знаем. Но неизвестно, где, когда и по чьему заказу она была написана... История находки «Радзивиловской летописи» весьма интересна. После 1606 года, она неизвестно откуда и каким путем якобы попала в руки Станислава Зеновича, «лесничего вилькийского, каштеляна новогрудского», который и стал первым известным по имени ее владельцем. Он подарил книгу Янушу Радзивилу, виленскому воеводе, который был хорошо известен, как член ордена Иисуса, то есть иезуит. Сын его Богуслав Радзивил, передал ее в 1671 году в Кенигсбергскую библиотеку, и уже там ее обнаружил Яков Брюс в 1711 году. Некие историки даже приписывают ее находку даже самому государю Петру. А потом почти через 50 лет в 1760 году она была передана в библиотеку Российской академии наук. Но откуда она взялась в России в нужном месте и в нужное время, как раз тогда, когда Петр задумал писать Историю России?

Д.С.: Вы нашли ответ на этот вопрос?

А.С.:  По крайней мере, к Татищеву она попала из рук Якова Брюса. А откуда она взялась у него большая загадка. Много лет я пытался разгадать эту тайну, пока не обнаружил в исторических архивах, очень интересный документ Он касается финансов, а не истории, возможно именно поэтом и дожил до наших дней. Это письмо канцеляриста  Федора Барсукова графу Якову Брюсу, написанное 10 февраля 1712 года из города Кенигсберга. ««Высокоблагородный и превосходительный Гдн Гдн Яков Вилимович.
По именному Е. Ц. В. указу, оставлен я здесь при самом от сюда отъезде Е. Вел. для списывания некоторой словенской книги. Того ради прошу вашего высокоблагородия, дабы здешний бургомистр Эгелин дал мне шестьдесят талеров, чем бы мне оную в окончание привести, которая Е. Ц. В. зело потребна. А помянутые талеры заплачены будут из посольской походной канцелярии. При сем остаюсь Вашего Высокоблагородия всепокорный и нижайший слуга канцелярист Ф. Борисов».» Известно, царь Петр прибыл в Кенигсберг 9-го, а выехал 11-го ноября 1711 года. Изыскал ли государь сам время просмотреть какую-то книгу и дать указание ее списать или кем-то был, к этому делу подвигнут? Судя по адресату письма и потому, что Яков Брюс находился в это время при государе постоянно, именно им. Далее все становится на свои места, канцелярист книгу аккуратно переписал, а Брюс ее Татищеву отдал, и устами государя на написание его Русской истории определил.
 
Д.С.: А Вы не предполагали, что Брюс на самом деле обнаружил древнюю словенскую рукопись, переписанную поляками и хранившуюся в Кенигсберге?

А.С. Возможно дело обстояло и так, но почему рукопись датируется 15 веком, куда пропал оригинал 11-12 века? Но дело даже не в этом. Как только рукопись попала к Василию Никитичу Татищеву, она начала буквально расти... Поскольку он был человеком исполнительным и творческим, то, во-первых, нашел автора данной летописи в ней же самой, - летописца «Нестора черноризца Феодосиева монастыря Печорского», а во-вторых, количество списков увеличил до трех, а именно добавил  Раскольничьий, Голицынский и Иосифовский, до нас не дошедшие.

Д.С.: И что же в итоге получилось? Какое прошлое дала нам «Повесть временных лет» в редакции Татищева?

А.С.: По сути, летопись открыла нам, выражаясь образным языком Пушкина, «Дела давно минувших дней. Преданья старины глубокой». От самого начала становления государственности на Руси до татаро-монгольского ига. Затем она замолкает. При этом - это летопись картинка. Сейчас это называют комиксами. Она уникальна и не только потому, что других иллюстрированных летописей этого времени мы не знаем. И дело даже не в том, что на многих рисунках события пяти- или четырехвековой давности, выполненных в стиле византийской иконописи, можно видеть островерхие готические крыши зданий, европейские платья и головные уборы княгинь, западноевропейские воинские доспехи, мечи, щиты, арбалеты, пушки, герольдов в двуцветных костюмах и многое другое, чего никогда не было на Руси, и не только в XI-XII, но и во всех остальных веках. На ее страницах мир Древней Руси причудливым образом насыщен приметами совершенно чуждого ему западноевропейского мира. Этому есть объяснения. Летопись, якобы переписана в западных землях в 15 веке, что и подтверждается водяными знаками на бумаге. Она уникальна тем, что сначала рисовались картинки, то есть создавался видеоряд истории, а потом к ним писались пояснения. Доказательств этому масса, ...Но нас интересует, что, кроме становления государства, принесла о знании прошлого Руси «Повесть временных лет»?

Д.С.: И что же?

А.С.: Вы не поверите! Это сказание о том, как крестилась Русь! «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот...» Далее идет рассказ, о том, как Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, «немцев из Рима», византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии. Эта каноническая версия как раз и основывается на одном единственном источнике. Источник этот - «Повесть временных лет». И с того самого времени, самой жуткой ересью считается в этом усомниться.

Д.С.: А разве события развивались как-то иначе?

А.С.: Боюсь, до изобретения машины времени достоверно мы это не узнаем никогда, но! Яков Брюс был достойным учеником Исаака Ньютона и Лейбница, которых хорошо знал лично. Он, как и они, прошлое Европы, вывел историю России из варягов, причислил государей российских к роду Рюриковичей. Чем подтвердил приоритет самодержавия, как формы правления и приоритет единобожия, как формы веры. Любители «теории заговоров» могут поискать в анналах истории другие примеры использования данной матрицы. Например, написанную иезуитами историю Великого княжества Литовского, ведущего свое начало от прихода варяга Миндовга с дружиною. Кстати, написанную именно в резиденции князей Радзивилов, покровителей ордена иезуитов. Или историю Хазарского каганата, и выбора каганом Буланом веры, путем призвания миссионеров «ото всех вер». Да много еще примеров. Их десятки. Причем по времени не далеко ушедшие от времен Якова Брюса.

Д.С.: Но зачем было в 18 веке создавать историю государств Европы вновь?

А.С.: Как я уже говорил, большинство государей Европы считают себя родовыми Рюриковичами, но только в прошлом Руси присутствует история с Рюриком и его братьями. Что же, когда писали истории всех других королевских родов и государств о существовании «Повести временных лет», уже более ста лет лежавшей у иезуита Радзивила, никто из государей европейских не ведал? Странно и непонятно. Вероятно, кому-то тогда было очень важно направить мировую историю и религию развиваться по определенному сценарию, изменить же или создать нужное будущее, можно только изменив прошлое.

Д.С.: Так все-таки истинная история изложена в «Повести временных лет» или нет?

А.С.: Я думаю, что в целом, да истинная, поскольку отдельные ее части подтверждаются иностранными источниками. Но отдельные места явно были исправлены, но вот кем и с какой целью до сих пор остается загадкой.

Беседовал Дмитрий Соколов

ЕЩЕ  Интервью
 


Свежие публикации:



Новые книги

Замки Луары

News image

Замки Луары.Замки Луары — величайшее историческое и культурное достояние не только Франции, но и всего человечества. Возводились они в сравнительно небольшой временной отрезок — в эпоху Ренессанса, то есть в XI...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Израиль

News image

Три великие религии: ислам, иудаизм и христианство — окружает золотая аура, излучаемая вечной загадкой — Иерусалимом. А на побережье, словно на контрасте, источает энергию современный и космополитичный Тель-Авив, где жизнь ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Информационно-туристический портал Тамбо

News image

Информационно-туристический портал Тамбовской ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры