Главная Страноведение Ниндзя - спецслужба по сходной цене

Ниндзя - спецслужба по сходной цене

Еще в конце восьмидесятых годов прошлого века фильмы о ниндзя и мастерах восточных единоборств пользовались безумной популярностью у посетителей российских видеосалонов – ведь о Востоке у нас тогда знали так мало! Сейчас подобные картины уже давно не собирают аншлагов, а люди относятся к героям этих историй скорее как к сказочным, чем реально существовавшим персонажам… А между тем, ниндзя не только существовали в действительности, но и фактически являлись одной из средневековых тайных «спецслужб», связанных с профессиональным шпионажем и наемными убийствами.

Во всем виноваты китайцы?

Версий происхождения ниндзя существует несколько. Самая древняя из них связана, как это ни удивительно, вовсе не с Японией, а с Китаем, вечным соперником Страны Восходящего Солнца! Как гласят исторические хроники, во второй половине I тысячелетия Япония не являлась таким закрытым государством, каким стала позднее, и в нее массово мигрировали китайские переселенцы. Причем не обычные крестьяне или ремесленники, а элита – аристократия, интеллигенция, купцы. Происходил этот процесс из-за частой смены политической власти в Китае и постоянных набегов кочевников. Китайцы везли с собой не только материальные вещи, но и богатые знания, в том числе и по боевым искусствам, буддистской магии, медитативным психотехникам. Так, примерно в VII веке в Японию попадает трактат китайского автора «Сунь-цзы», описывающий военное искусство и включавший в себя в том числе и раздел о шпионаже. Считается, что с появлением этой книги в Японии и начала созревать каста ниндзя, окончательно сформировавшаяся лишь к XV веку.

Согласно другой распространенной версии, примерно в то же время, в конце VI - начале VII века, в Китае имелось несколько религиозных школ: даосизм, конфуцианство и буддизм. Со временем буддизм победил, и практически вытеснил своих конкурентов из страны, получив статус государственной религии. Однако вскоре уже в самом буддизме наметился некий раскол. Дело в том, что в то время в Китае существовали монастыри, но, кроме того, были и бродячие монахи-странники - «Люгай», ходившие по деревням, питавшиеся подаянием и зачастую проповедовавшие учение, сильно отличавшееся от официально признанного духовными властями. Со временем эти «левые» учения стали настолько почитаемы среди простого населения, что составили реальную конкуренцию официальной религии. В результате власти Китая объявили бродячих монахов колдунами, опорочившими учение Будды, и всячески их преследовали. В ответ на это святые странники создали свое учение «люгай мэй» - «врата учения нищих монахов», включавшее в себя методы маскировки, искусство перевоплощения, методы нетрадиционного врачевания, техники гипноза и транса, особый вид рукопашного боя…

Начало расцвета

Но ведь «Люгай» жили в Китае. Какое, казалось бы, отноше-ние они могли иметь к японским ниндзя? Оказывается - самое пря-мое! С приходом к власти в Китае династии Тан, установившей прочные добрососедские связи с Японией, в Страну Восходящего Солнца попали и «Люгай», которые на новой почве быстро транс-формировались в «Сидосо» - монахов без государственной аккредитации. За время своего существования на территории Японии «Сидосо» сумели создать новое самостоятельное философско-мистическое учение «Сюгэндо» - «Путь обретения могущества». Его основателем считается Энно Одзуну (634-703), сумевший совместить люгай мэнь и японское синтоистское учение. Новое учение с помощью дыхательно-медитативных упражнений якобы позволяло сознанию подняться к вершинам гор, вступить в контакт с духами и получить божественную силу. Японские крестьяне, как и их китайские предшественники, очень быстро стали считать последователей «Сюгэндо» единственными истинными носителями учения Будды, чем вызвали справедливый гнев властей. В итоге в 717 году был издан указ, запрещающий бродяжничество, а в 718-м – запрещающий уже и само учение «Сюгэндо». Но монахи-отшельники не собирались просто так сдаваться и продолжали свои медитативные практики в горных скитах, получив за это прозвище «горных мудрецов». В ответ на это власти запретили уже строительство часовен и храмов в горах, а самозваных монахов было приказано отдавать под стражу. Такое сильное давление извне к концу VIII века заставило монахов и крестьян - последователей «Сюгэндо» - объединяться в закрытые горные поселения, очень агрессивно реагирующие на появление чужаков. Со временем в этих горных поселениях появилась каста монахов-воинов «Сохэй», которые и стали предшественниками знаменитых «воинов ночи».

Толчком к превращению «Сохэй» в ниндзя послужила начавшаяся в середине Х века междоусобная война в Японии, продолжавшаяся до середины XVII века, почти семьсот лет. Несколько князей (дайме) буквально раздирали Японию на части, и, разумеется, каждому из них, кроме хорошей армии, требовались профессиональные разведчики, убийцы и диверсанты. Тут-то они и вспомнили про спрятанные в горах деревни, где жили мрачные «Сохэй». Так гонимые прежде монахи отшельники стали пользоваться у властей большим спросом, каждый из князей пытался привлечь на свою сторону один из кланов «Сохэй»… Постепенно родилось ниндзюцу – особое искусство разведчиков, диверсантов и наемных убийц.

Основы ниндзюцу

Несмотря на то, что главным занятием ниндзя были шпионаж, разведка и заказные убийства, все же основной их задачей было обретение духовного и физического совершенства с целью тайно управлять людьми и событиями для обеспечения процветания и безопасности собственного рода и семьи.

«Ментальная» программа обучения ниндзя содержала в себе шесть ступеней. Первая из них - это осознание бренности человеческого тела, понимания его несовершенства и принятие существования множества случайностей - от болезней до несчастных случаев, которые могут его повредить. Вторая ступень – овладение собственными органами чувств, осознание того факта, что нередко они могут обманывать самого человека, и умение отличать истинное от ложного. Третья ступень медитации должна была научить ниндзя понимать непостоянство человеческих ценностей: под влиянием внешних обстоятельств то, что вчера было для человека ценно, завтра могло стать ничтожно. Понятие относительности любых ценностей в мире было главной задачей прохождения этой ступени. Четвертая ступень – осознание собственной незначительности перед окружающей человека природой и космосом. Пятая ступень – позволяла избавиться от материальных привязанностей в этом мире путем осознания, что духовное выше материального. И, наконец, шестая ступень, самая сложная, должна была научить ниндзя - побеждать собственные эмоции, появляющиеся при общении с другими людьми. В итоге ниндзя, прошедший все этапы физической, психической и религиозно-магической подготовки, понимал всю относительность как моральных, так и физических ценностей этого мира, был эмоционально невозмутим, и мог действовать, согласуясь как с логикой, так и с интуицией, что позволяло побеждать практически во всех ситуациях, встречавшихся на его жизненном пути.

Как это ни странно, у ниндзя имелись и свои божества-покровители. В знаменитых мифологических трактатах «Кодзики» и «Нихонги», очень почитаемых ниндзя, один из верховных Богов японского пантеона посылал более мелких божеств во вражескую Землю Идзумо на разведку и усмирение местных народов. Боги Касима-дзингу и Катори-дзингу, посланные высшим божеством на разведку, и стали покровителями нескольких школ ниндзя.

В период расцвета учения в Японии существовало несколько десятков крупных школ ниндзюцу. В XIII веке их было порядка 20, в XVII - до 70. Самыми влиятельными из них считались Гэкко-рю, Дзесю-рю, Есицунэ-рю, Ига-рю, Кайдзи-рю, Кога-рю, Косю-рю, Мацумото-рю, Накагава-рю, Нэгоро-рю, Рикудзи-рю, Синсю-рю, Тогакурэ-рю, Уэсуги-рю, Фума-рю, Хагуро-рю, Хаттори-рю. Сегодня так же бытует мнение, что ниндзя произошли от бежавших в горы самураев (ронинов), потерявших службу, жалование и землю. На самом же деле оказавшиеся вне закона самураи лишь пополняли школы ниндзюцу, основу которых все же изначально составляли сперва монахи-отшельники, а затем - монахи–воины. При этом в японском средневековом обществе ниндзя и самураи действительно оказались прямыми противоположностями. В Японии даже существовала поговорка, что ниндзя - это тень самурая. Считалось, что в самурае была сосредоточена вся мирская добродетель и порядочность, а в ниндзя, напротив, все темное и негативное, что есть в человеке…

Повседневность

Поселения ниндзя представляли собой хорошо укрепленные горные деревни с четкой иерархией внутри клана. Верховная власть принадлежала Дзенину, которым мог стать лишь один из основателей клана. В подчинении у Дзенина находились Тюнины – руководители небольших отрядов ниндзя, а самой низшей кастой – рядовыми солдатами – были Генины. Как правило, ниндзя жили закрытыми кланами, а стать ниндзя мог лишь потомственный член клана. Правда, иногда в кланы принимали и чужаков, как правило, это были Ронины – самураи без хозяина. В целом, весь уклад жизни ниндзя очень походил на монашеский.

Кстати и одежда ниндзя вполне соответствовала монашескому «стилю». Как правило, во время своих «операций» ниндзя носили некое подобие рясы, как у буддистских монахов. Назвалось это одеяние «ниннику». Вопреки общепринятому мнению, черный цвет одежды в философии ниндзя вовсе не олицетворял ночь и не служил только средством маскировки. Он в первую очередь символизировал отказ от ожесточения, вызванного обидами внешнего мира, отсутствие злости и зависти… Кроме этого, его задачей было заставить силуэт ниндзя исчезнуть, чтобы сначала избавить воина от удара врага, а затем обрушить на последнего сразу несколько стихий: земли, воды, огня, воздуха и пустоты…

Разные кланы ниндзя обладали и своими уникальными «тех-ническими» навыками и специализацией. Например, у клана Фума имелись даже собственные подводные лодки, которые члены клана в общении между собой называли «драконьими». Такая лодка была полностью герметична и могла погружаться на небольшую глубину. При этом в ее днище имелись особые люки, через которые ниндзя выбирались наружу, подплывали к вражеским кораблям и дырявили их днище, а потом под покровом ночи возвращались на базу. А члены клана Гекку в совершенстве владели знанием болевых и смертельных точек на теле человека, путем воздействия на которые можно было либо поразить организм человека, либо парализовать его. Видов боевых техник существовало ровно столько, сколько самих кланов ниндзя – то есть около 70 направлений.

Несмотря на то, что сегодня искусство ниндзюцу представляют как единое учение, непосредственно среди его адептов осуществлялось строгое деление на три сословия. На самой низшей ступеньке стояли специалисты по военной разведке, диверсанты и политические террористы. На средней – находились специалисты по агентурной работе, занимающиеся вербовкой высокопоставленных осведомителей получением от них важных сведений и донесением дезинформации до руководства врага. И третья, высшая каста ниндзя занималась организацией государственных переворотов, мятежей и направлением социальных потоков в нужную заказчику сторону.

Вне закона

Постепенно власть в Японии сосредоточилась в руках Такеда Синген, известного собирателя Японских земель в единое государство. Как пишут исторические хроники, он был одним из первых феодалов, который открыто держал у себя на службе целый отряд ниндзя из клана Кога. Однако век ниндзя оказался недолог, постепенно они перестали играть роль решающей, хоть и купленной силы в войне феодалов Японии. А в 1603 году новый сегун Токугава Иэясу объявил ниндзя вне закона. Им было предложено либо стать телохранителями правителя, либо быть уничтоженными. С непокорными так и поступили. Большинство «воинов ночи» были практически полностью ликвидированы самураями, своими главными врагами, ставящими честь и достоинство, прописанные в воинском кодексе «Бусидо», выше денег и обмана, так почитаемых ниндзя.

Как говорили в то время, «меч сражений противостоял кинжалу засады, солдаты дня противостояли убийцам ночи». Хотя самое известное уничтожение четырех тысяч ниндзя провинции Ига сорока шестью тысячами самураев сложно назвать честным поединком. После расправы с основной массой ниндзя, приняв к себе на секретную службу наиболее преданных и лояльных ему воинов, Токугава полностью запретил практиковать ниндзюцу в Японии.

Записки о бессмертных

На этом путь таинственного учения «ниндзюцу» на арене ис-тории мог бы и завершиться, если бы в 1676 году один из последних патриархов клана Ига Фудзибаяси Ясутакэ не написал огромный трактат, получившей название - «Бансен Сюкай», что в переводе означает: «Десять тысяч рек собираются в море». В этой десятитомной энциклопедии знаменитый ниндзя подробно рассказывает об истории и практиках ниндзюцу. Уникальность трактата в том, что в нем впервые объединены все аспекты «ниндзюцу». Например, первый том содержит подробную историю появления ниндзя и их философию, второй рассказывает о мотивации всех действий ниндзя на протяжении их жизни, в третий включены подробные инструкции работы с агентурой, в четвертый - описания правил поведения ниндзя на публике, тома с пятого по седьмой описывают работу ниндзя – лазутчика, восьмой - правила использования сил природы в работе ниндзя, девятый – технические средства, используемые ниндзя, и наконец, десятый посвящен ядам и взрывчатым веществам.

Существует информация, что некоторые тома «Бансен Сюкай» сохранились до наших дней, но они практически не читаемы из-за редкого диалекта, на котором написан сам трактат… Зато в Японии известна другая книга, написанная одним из патриархов клана Ига – Фудзибаяси Масатакэ, под названием «Сэнин Ки», или «Записки о бессмертных». Она во многом повторяет содержание «Бансен Сюкай», но зато читаема, поскольку была написана сравнительно недавно – в 1861 году.

Занавес опущен?

По распространенной на сегодняшний день легенде последний официальный выход ниндзя на подмостки истории в 1853 году завершился полным провалом. Американские власти решили прорвать торговую изоляцию Японии, и флотилия из четырех кораблей во главе с командором Мэтью Перри вошла в бухту современного Токио. Хотя до этого события на протяжении более двухсот лет ни одно судно из иноземных государств не вторгалось во владения Страны Восходящего Солнца… Американцы предложили японцам войти в мировое сообщество и начать торговать с всем цивилизованным миром. Однако правитель Японии не поверил чужестранцам и направил на их главный корабль ниндзя, чтобы похитить бумаги, в которых содержалось бы описание истинных планов Америки. Ниндзя «блестяще» выполнил задание, однако то, что он принес с американского флагмана, не внесло ясности в ситуацию, так как это оказалось всего-навсего собрание неприличных анекдотов…

Так закончился славный путь «воинов ночи». Однако хоть официально ниндзя и оказались за кулисами истории, для непосвященных их искусство так и осталось тайной за семью печатями, ведь с древнейших времен «подписку о неразглашении» ниндзя давали кровью…

Ниндзя живы?

Несмотря на запрет и официальный отказ использовать ниндзя на государственной службе, через некоторое время после начала Японско–Китайской войны, в 1938 году, в Японии открылась секретная школа разведцентра. Поскольку учреждение было секретным, его истинное название не известно, зато есть информация, что в его стенах преподавалась система школы Нано, частично состоявшая из практик средневековых ниндзя.

Сегодня заведения, где преподается учение «ниндзюцу», есть уже не только на Востоке, но и на Западе, и даже в России! Всемирную известность школам ниндзя принес Массаки Хацуми, талантливый ученик последнего патриарха школы Тога Хисадзи Такамацу. Именно он после смерти учителя, в начале восьмидесятых годов двадцатого века, рассекретил все учебники и пособия по ниндзюцу, а затем начал преподавать это искусство сначала соотечественникам, а потом и иностранцам.

Увы, современные школы ниндзюцу главный упор делают на преподавание боевых искусств рукопашного боя, которыми владели ниндзя, а между тем, как сказано выше, главным в их учении было отнюдь не владение своим физическим телом, а совершенствование своего духа, сознания и медитативного мышления…

Комментарий известного писателя, автора ряда книг о тайных и закрытых обществах мира Андрея Синельникова:

Термин «ниндзя» появился примерно 800 лет назад и происходит от японской фразы «шиноби-но моно» (приблизительно — «тот, кто скрыт», или «тот, кто терпит»), которая, будучи записанной иероглифами, звучит как «нин-дзя». Изредка ниндзя называли китайским термином «линь куэй» — «демоны леса», поскольку считалось, что они обладают нечеловеческими возможностями.

На самом деле ниндзя (другая расшифровка этого иероглифа – «терпеливые») - это древнеяпонские представители деревенских тайных обществ и отрядов самообороны.

Если обобщить все то, чем конкретно занимались ниндзя, то можно выделить три основных вида их деятельности:

1. Разведка традиционным способом, то есть верхом на лошади вблизи неприятельского лагеря. Реже ниндзя залегали в высокую траву на пути следования войска, подсчитывали его состав и следили за перемещениями.

2. Заказные убийства — в основном «громкие», нацеленные на крупных феодалов. Именно из-за них ниндзя стали так популярны. Но на самом деле большинство подобных акций совершались обычными наемными убийцами, а сами ниндзя не были эффективными киллерами. Известно, что Ода Нобунага — знаменитый дайме 16 века — пережил покушение ниндзя, спрятавшихся у дороги и пытавшихся убить его из пушки!

3. Осада замка —  ниндзя  тайком проникали в осажденный замок, устраивали там пожар, пытались запугать и деморализовать его защитников, лишая их сна и боевого духа. Впрочем, иногда такие визиты имели чисто разведывательные цели.

В эпоху Мэйдзи и Тайсе (1868—1926) началась активная ин-дустриализация Японии. В страну приехало 3000 иностранных специалистов, японские студенты учились по всему миру, а экономика стала расти, как на дрожжах. Для ниндзя в этом новом, сумасшедшем мире попросту не оставалось места. Если верить некоторым записям, последние ниндзя могли работать в японских посольствах за границей, однако как историческое явление они перестали существовать. Кое-что из их сложного искусства было взято на вооружение военными и полицией, кое-что перешло в область других боевых дисциплин. Нельзя сказать, что традиции были полностью утеряны, однако, очевидно, что современные школы ниндзюцу имеют к древним японским шпионам очень отдаленное отношение.

Дмитрий Соколов

ЕЩЕ  Страноведение
 


Свежие публикации:



Новые книги

Венеция

News image

Венеция.Москва «ВЕЧЕ» 2008.

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Московский кремль

News image

Что такое Московский Кремль? Первая ассоциация, возникающая у большинства людей при упоминании этого слова, — центр политической власти. В течение нескольких столетий здесь вершилась судьба великой страны. Кремль — это ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Ambotis

News image

Компания "AMBOTIS TOURS ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры