Главная Загадки планеты Земля Загадки планеты Земля Водяной медведь: в огне не горит, в воде не тонет, в космосе выживает

Водяной медведь: в огне не горит, в воде не тонет, в космосе выживает

С тех пор, как человек вышел в открытый космос, жители Земли не перестают задумываться о колонизации, окружающего космического пространства. Особенно в преддверии, неотвратимо наступающего перенаселения планеты, участившихся природных катаклизмов и заканчивающихся природных ресурсов. Правда на этом пути человека поджидает много опасностей, главная из которых агрессивная окружающая среда, присутствующая на колонизируемых планетах. Чтобы найти способ адаптации человека к жизни на иных планетах ученые более пяти лет подряд пристально изучают земное существо, обладающее рядом уникальных качеств, главное из которых его неуязвимость для любой внешней агрессивной среды.

Водяной медведь: в огне не горит, в воде не тонет, в космосе выживает

Водяной медведь выдержит все!

Невероятно, но на Земле нет, ни одного другого живого существа, способного выжить в экстремальных условиях внешней среды, многие из которых водяной медведь даже и не заметит. Он десятилетиями может обходиться абсолютно без еды и воды. Легко переносит температуру от абсолютного нуля до точки кипения воды. Ему не страшны, ни высокое давление, ни любое другое из существующих на Земле или в космосе опасных излучений. Во время экспериментов водяные медведи спокойно переносили температуру от – 273С до +151С, не теряя при этом способность к передвижению и размножению. Никак не повлияло на их самочувствие ни облучение радиацией в 1000 раз превышающую смертельную для человека дозу, ни погружение поочередно в спиртовой раствор и жидкий гелий. Газовые атаки сероводорода и углекислого газа водяной медведь даже не заметил. Как только ученые не мучили бедных «мишек», им все было нипочем. Температуру в -193°C они мужественно выносили в течение 20 месяцев, охлаждение жидким гелием до -271°С выдерживали более восьми часов, нагревание до 100 °C терпели более часа. Даже рентгеновское облучение в 570 000 рентген не смогло причинить водяным медведям сколько-нибудь существенного вреда, хотя для человека облучение дозой всего в 500 рентген является смертельной. Не страшно оказалось давление в 6000 атмосфер в шесть раз превышающее давление в Марианской впадине, самом глубоком месте мирового океана. Оказалось, что водяные медведи крайне не прихотливы в еде. Средний возраст жизни этого существа составляет около 200 лет, из которых 100 лет, водяной медведь может спокойно обходиться, как без еды, так и без воды, даже без воздуха он может прожить до нескольких недель! Всемирно известный таракан, долгое время претендующий на звание самого живучего существа на фоне водяного медведя, просто «чахоточный инвалид». Однако самым удивительным свойством водяных медведей, ученые признали способность к «воскрешению». При отсутствии влаги, эти существа умирают. Высыхая, они теряют до 97% воды в организме, но стоит попасть на их кожу хотя бы одной капле воды, как водяные медведи тут же оживают. В состоянии подобной мнимой смерти они могут провести до нескольких лет. Безусловно, подвергнув водяных медведей самым суровым испытаниям на Земле, ученые решили посмотреть, что же с ними будет в космосе. Результат превзошел все ожидания: водяные медведи легко перенесли не только нахождение в космосе на высоте 160 миль - им оказались не страшны, ни космический вакуум, ни космический радиационный фон.

Кто Вы мисс тихоходка?

Впервые это удивительное существо было обнаружено в далеком 1773 году немецким пастором Августом Эфраимом Гёце, который записал в своем дневнике: «Маленькое животное, обладает необычным строением, больше всего похоже на медведя в миниатюре. Поэтому я решил назвать его маленьким водяным медведем». Независимо от И.А. Геце в 1777 году водяного медведя обнаружил итальянский ученый Ладзаро Спалланцани, дав животному имя - «тихоходка». Здесь необходимо отметить, что итальянец оказался намного ближе к истине, так как открытый им вид нового существа передвигался действительно крайне медленно - около 2-3 миллиметров в минуту. Однако немец тоже был по-своему прав, поскольку тихоходка внешне действительно сильно напоминала медведя, правда, только настолько маленького, что подробно разглядеть его можно было лишь в микроскоп. Внешне он представлял собой животное, с виду напоминающее червя, но почему-то отнесенное учеными к классу паукообразных. Возможно, тихоходку причислили к паукам из-за наличия четырех пар небольших ножек, притом, что сам водяной медведь имеет длину от 0.05 до 1.5 мм. Не удивительно, что животное, обладающее уникальной способностью к выживанию в любых самых невероятных внешних условиях, оказалось достаточно сильно распространено на Земле. Сегодня в мире известно более 900 видов водяных медведей, из которых около 120 встречаются в России. Тихоходок находили в Гималаях на высоте 6000 метров и в морской пучине на глубине 4000 метров и даже во льдах Шпицбергена. В то же время нельзя сказать, что водяные медведи животные водной стихии. На самом деле лишь 10% тихоходок живут в море, остальные 90% могут населять пресные водоемы, однако основная масса этих уникальных существ селится внутри мха или лишайников, расположенных на земле, деревьях, домах, скалах или на старых стенах. Ученые подсчитали, что в одном грамме мха может оказаться до тысячи водяных медведей.

Анатомия сверх существа

Если пристально вглядеться в строение водяного медведя под мощным микроскопом, то окажется, что он имеет прозрачное тело, состоящее из головы и четыре пары коротких толстых ножек с небольшими коготками. В целом строение тела водяного медведя мало чем отличается от структуры обычного существа. У тихоходки есть: пищеварительная, нервная и даже половая системы. Все они функционируют, как у большинства существ Земли. Отличие состоит в том, что у водяного медведя полностью отсутствуют кровеносная и дыхательная системы. Вместо крови животное использует жидкость, а дышат тихоходки через кожу. У водяного медведя есть даже рот с двумя хитиновыми стилетами, используемыми как зубы. Как правило, тихоходки травоядны, их любимым лакомством является хлорофилосные клетки, которые они высасывают из мха и лишайников в которых и обитают. Однако в «семье не без урода», существуют виды водяных медведей, которые поедают своих сородичей, с помощью стилетов надкусывающие тело своего соседа и высасывая из него внутренности. Вместо глаз тихоходки имеют чувствительные придатки.

Космическая сага

Было бы довольно странным если бы ученые, занимаясь исследованием уникальных качеств водяных медведей не испытали их тела в космическом пространстве. Подобные эксперименты проводились дважды в 2007 и 2009 годах рамках космической миссии "Тихоходки в космосе", запущенной Европейским космическим агентством. В рамках проекта водяные медведи на долгих, десять дней оказались в открытом космосе, подвергаясь воздействию целого списка негативных факторов. Но, и тут отважные тихоходки не ударили в «грязь лицом» - после окончания эксперимента, они не только смогли восстановиться, но и остались способны к размножению. При этом «космические приключения» водяных медведей проходили в специально искусственно утяжеленных условиях: в космос животные были отправлены в состоянии анабиоза, после потери существенной части влаги организма, являющейся для тихоходок жизненно важной. В космосе водяных медведей разделили на три группы: первую испытывали на переносимость космического излучения, никого давления и температуры – выжило и дало здоровое потомство три особи. Вторую группу подвергли облучением ультрафиолетом, ограниченного спектра, выжили все особи, и наконец, третья группа оказалась под излучением полного спектра ультрафиолета, которое удачно перенесли лишь 12% тихоходок.

Исследования продолжаются

После окончания экспериментов по исследованию предела сверх выносливости водяных медведей, перед учеными встал вопрос о том, что делать дальше с фантастическими  результатами эксперимента. Ответ напрашивался сам, необходимо понять, как тихоходки выживают в экстремальных условиях и попробовать привить эти возможности человеку. По мнению калифорнийского биолога Джона Кроуи вся причина в молекулярной способности самовысыхания. В этот момент организм животных начинает питать «трегалоза» - вид сахара. Если ученые смогут воспроизвести эту способность водяных медведей, то смогут продлевать хранение продуктов, клеток крови, повышать качество вакцин. ПА, применив эти методы в медицине, кто знает, может для человечества откроется новая эра здоровья и долгожительства.

Дмитрий Соколов