Главная

Тайна семи холмов: там, где живут древние Боги

Вот уже более десяти лет, как в России вошло в моду понятие «место силы», которое активно используют: СМИ, телевидение, люди, как хорошо разбирающиеся в эзотерике, так и абсолютно в ней ничего не понимающие. В то же время ряд историков, всерьез считает, что знаменитые семь холмов, на которых по преданию стоит Москва, это вовсе не семь возвышенностей, а семь древних сакральных центров. На их месте в древние времена славяне поклонялись сначала природным или языческим богам, затем православным святым, а уже в советское время там разместились культовые сооружения государства атеистов. Рассказать «Национальному Географическому Обществу» о том, где же на самом деле находятся семь духовных вершин Москвы, согласился известный писатель, этнограф и специалист по тайным обществам мира Андрей Синельников.

Д.С.: Андрей, что представляли, из себя семь главных сакральных мест древней Москвы

А.С.: В ту эпоху, когда наши предки поклонялись своим древним Богам, подобные места назывались капищами. В их центре, горел знич - ритуальный огонь и вокруг которого размещались требище и гульбище. Требище – это, то место, где требовали от своих Богов необходимые для племени блага, а Гульбище - там, где гулял в праздничные дни народ.

Д.С.: Неужели в Москве были языческие капища, она же сравнительно молодой город?

А.С.: Вы ошибаетесь! Согласно исследованиям археологов, Москва была буквально насыщена древними языческими капищами. Причем существовали они практически до времен смуты и прихода к власти династии Романовых. Например, царь Алексей Михайлович писал воеводе Шуйскому, сетуя на огромные языческие гуляния 22 декабря 1649 года, что праздновавшие славили Коляду, Усеня и "плугу", повсюду играли скоморохи. В числе районов, охваченных весельем, были им указаны: Кремль, Китай, Белый и Земляной город, то есть практически вся территория Москвы тех лет. Такая живучесть традиции объяснялась тем, что Москва была основана на месте, где святилищ было больше, чем обычно, это был единый священный комплекс площадью около 8 квадратных километров, построенный как изображение законов мирового Коловращения.

Д.С.: Но причем тут легендарные семь холмов?

А.С.: Всем хорошо известно, что Москва стоит на семи холмах. Впрочем, не она одна. Рим, Византия (Константинополь, Царьград), то же стоят на семи холмах. Историки многих стран упорно ищут эти легендарные холмы, возвышенности или хоть что-то похожее на них, но тщетно. Поэтому и появилась теория о семи духовных, а не физических возвышенностях. Действительно святой город Рим, изначально пишущийся как Ром, от древнего названия святого капища РОМОВА, должен был стоять на святом месте. Царьград, как известно – Второй Рим, а Москва – Третий. Названия этих духовных вершин у разных народов различны, но наиболее вероятно, что они выражены именами Богов.

Д.С.: Каким Богам поклонялись в древней Москве славяне?

А.С.: Точно известно семь Божеств: Род, Велес, Купала, Ярило, Макошь, Перун,и Троян. Изучая родоверческие книги, я вместе с коллегами обнаружил интересный список древних московских капищ, посвященных старым славянским Богам. Относясь к нему, как к косвенной улике мы попробовали доказать или опровергнуть его практике. Капище Ярилы - дом на Котельнической набережной; капище Мокоши - Большая Ордынка; капище Купале - Москворецкий мост; Капище Велеса - Храм Христа Спасителя.

Д.С.: У Вас это получилось?

А.С.: Что-то совпало, что-то нет, но места капищ мы вычислили! Дело в том, что «места силы» при смене любых верований и религий обязательно занимаются знаковым сооружением нового культа сменившего предыдущую религию, зачастую сохраняя внешние признаки и даже измененное название предтечи. Самой востребованной и почитаемой духовной вершиной для любого времени, безусловно, являлась воинская слава. У греков - Арес. У римлян – Марс, У скандинавов - Тор. У славян - Перун. Вершина воинского духа, "холм" воинов.

Д.С.: Где он находился Москве?

А.С.: По форме капище Бога воинов в то время напоминало восьмиугольник, отражая символ Перуна «Огневик», «Коло» - восьми лучевую звезду. Ориентированное по сторонам света, оно разбивало внутреннее пространство капища на девять Светилищ, в которых совершались поклонения Светлым Богам. Восемь Светилищ располагались вокруг девятого, посвящённого высшему духу воина -  Богу Перуну. Алтарь этого капища находился в центре города на Алатырь-камне, расположенного на Красной площади у ее перехода на Васильев (Велесов) спуск. Этот огромный ледниковый валун, послужил потом основанием Троицкой церкви, стоявшей на этом месте. Затем система устройства и внешний вид капища Перуна были использованы Постником и Бармой при возведении девяти купольного  Храма Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного. Это – первый сакральный холм – Перун.

Д.С.: Чье капище было вторым по важности, после Перуна?

А.С.: Второй духовной ценностью, чтимой на Руси, было то, что мы называем "судьба" или "доля". Как известно нити судьбы прядут божественные пряхи. У греков - мойры. У римлян – парки. У викингов - норны. У славян, главная пряха - Макошь. Холм Макоши – капище хозяев своей судьбы, который можно было бы назвать – «сакральная пара». Сакральную пару составляют обычно два капища: мужское и женское, находящиеся на противоположных сторонах реки. Если река делает изгиб, то образуется высокий "обнимающий" берег и "обнимаемый" заливной луг. Боровицкий холм и Замоскворечье замечательно подходят под определение пары. На холме, существовало мужское  капище Яриле - богу Солнца, богу жизни. А за рекой должно было бы, находится место почитания женского божества - Макоши-судьбы. Чтобы обнаружить место капища Макоши, необходимо понять, кто в пришедшем христианстве заменил ее культ. Это -Параскева Пятница! Название улицы Пятницкая, указывает нам на женское божество, коему поклонялись здесь исстари. Действительно, на улице стояла церковь Параскевы Пятницы, имеющая условный статус "прощной". А по этнографическим свидетельствам (Афанасьев А.Н., Максимов С.В.) "прощами" назывались места поклонения Макоши. Стояла она на том месте, где сейчас вестибюль станции метро «Новокузнецкая».

Д.С.: Но, какая судьба без воли, особо почитаемой на Руси, какой Бог отвечал за нее?

А.С.: У кельтов, викингов это - Фрея, Фрида. У славяно-балтов(арийцев)- Велес. Третья духовная вершина, третий холм - Велес. Воля и Власть! Это, так называемый Красный холм. В древности он носил название Болванова гора, в наше время - это Верхнерадищевская улица. Болванами  именовали идолов на капище, и поэтому наличие подобного топонима можно рассматривать как факт, указывающий на существование в этих местах языческого культа.  Некоторые историки также именуют эти места, как Чигасы. По Далю древнее слово "чигас" означает огонь, как правило, ритуальный. Внимательно присмотревшись к этому месту можно даже назвать точное месторасположение капища. Это двор дома на Котельнической набережной, там, где когда-то стоял Спасо-Чигасов монастырь. Упоминается  он впервые, как каменный в летописи в 1483 году: «заложи церковь кирпичну Спас Святой за Яузой игумен Чигас». В 1547 году в Никоновской летописи говорится: «загорешася за Яузой на Болвановке… и церковь Спаса выгоре в  Чигасове   монастыре ». Там же  стояла церковь Никиты Угодника на Швивой горке. Раскопки непосредственно в том месте, где стояла церковь Никиты в 1997 году были обнаружены глиняные статуэтки: всадника верхом на волке, сидящей обнажённой женщины с ребёнком у ног, мужчины с волчьей головой и бубном в руках. Статуэтки не имеют аналогов и датированы археологами XIV веком. В то же время хорошо известно, что «Всадник верхом на волке, мужчина с волчьей головой и бубном в руках» - это Волк, который являлся тотемом профессиональных воинов. Поэтому Дмитрий Донской, правивший в то время Москвой по современной ему терминологии – волк, а подчинявшиеся ему специальные войска – Берсерки или медведи. Так сказать, кадровая часть, вокруг которой мобилизуется армия по призыву. Они же делегируют армии тотем медведя. Богом же покровителем волков в языческом пантеоне был Святобор. То есть Велес. Следовательно, капище на Красном холме,  было посвящено Велесу, который дал и Волю и Власть.

Д.С.: Но, чтобы воинская доблесть, власть и счастливая судьба радовали человека, ему необходима длинная жизнь, кто отвечал за нее?

А.С.: Это - Ра в Египте, Апполон - в Греции, Ярило – у славян, духовная вершина, посвященная  свету и Солнцу. По преданию, на месте святилища, была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи, «что на бору». Летописец утверждал, что сей храм «первая на Москве церковь быть». Строительство христианского храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился  Велесов камень, к которому по праздникам стекались москвичи. В 1509 году в этом храме был устроен придел святого мученика Уара (Iуага). Москвичи называли его по-старинке Яром, подразумевая Ярилу. Но, 2 октября 1846 года император Николай Павлович, будучи в Кремле, сделал замечание, что церковь святого Уара портит вид из окон Кремлевского дворца. Когда вельможа А.Н. Муравьев обратился к церковному владыке с просьбой сохранить храм, тот ответил весьма многозначительно: «Простите, что я поклоняюсь иконами прочей святыне, а не рассевшимся камням Василия Темного». Следует заметить, что камнем Василия Темного митрополит Филарет именовал именно камень Велеса. Храм Уара был разобран, а камень Велеса убран в одну ночь. Очевидно, что капище Яриле было на Бору, то есть в Кремле.

Д.С.: А как же отец все славянских Богов – Род?

А.С.: Безусловно, в Москве, существовало и его капище. Род — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Род – это почитание предков, пращуров, обращение к иному миру, к Нави. В старой Москве есть интересное место, сохранившее свое своеобразие и поныне. К западу от Кремля раскинулся район Чертолье, в который входили Чертольские улицы, ручей Черторый, Волхонка, Власьева слобода и два Власьевских переулка. Сивцев Вражек тоже относился к Чертолью. Вражками на московском говоре называли овраги; в данном случае это овраг ручья Черторыя. Поскольку Сивцев Вражек и другие выше перечисленные названия Чертолья восходят к изначальным стихиям, единения всех богов, то именно Род почитался в данной местности. Причем название улиц Чертолья произошли вовсе не от черта, как можно подумать, а от черты отделяющей Навь и Явь. Навь - мир пращуров, предков, тех, кто хранит традиции Рода и Явь - мир людей. Скорее всего, капище находилось на дне оврага, по которому тёк ручей Черторый. Наиболее вероятной кажется точка, в том месте, где овраг, сейчас это переулок Сивцев Вражек пересекается с Большим и Малым Власьевскими переулками. Раньше здесь находилось урочище Козье Болото. В этом названии - тоже языческие корни - ведь козёл был символом и воплощением рождающей силы земли. Это - Смоленская площадь.

Д.С.: Где находилось капище особо любимого в Москве Купалы?

А.С.: Образ Купалы всегда окружали обряды, связанные с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. В купальскую, самую короткую ночь в году, оживают обитатели Нави. Пропадает грань между духами и людьми. В наш мир приходят ведуны и ведуньи, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. В праздник Купалы, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, а их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые зажигались в ночь на Купалу. Но, многочисленные этнографические исследования говорят, что, Купало это новое имя другого древнего Бога – Марены. Образ Марены, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресения природы. У египтян-Сехмет, у –скандинавов –Хель. На роль капища Марены может претендовать ещё одна точка Чертолья - место впадения ручья Черторыя в Москва-реку. Так сказать другой конец Навьего оврага, Сивцего Вражка. Очень примечательна судьба этого места, которое называют «проклятым» - оно известно тем, что здесь, испокон веков, строились храмы, но у них у всех была недолгая и печальная судьба. Два заглохших в древности монастыря, взорванный первый храм Христа спасителя, Дворец советов, "уплывший" на пойменных водах, плавательный бассейн "Москва" - все эти объекты « нехорошее место» словно сбрасывало с себя, стремясь остаться свободным. Капище Купалы-Морены - возвышение духа магии, Кропоткинская площадь.

Д.С.: Кто был седьмым в Московском пантеоне древних Богов?

А.С.: Это - Троян, Триглав или Трибог. У историка Герборда это божество властвует над тремя мирами — небом, землей и подземным миром. Троян, Триглав — в мифологии славян трехглавое божество символизирующее триединство всего в этом мире. День-ночь-сутки. Зима-лето-год. Солнце-луна – небо. Мужчина-женщина-семья. Навь-Явь-Правь. Праздник Трояна не имеет жесткой привязки к дате календаря, и совпадает с появлением цветов на дубе, которое происходит именно в этот день, приблизительно 22 мая. Дуб священное дерево Трояна, а дубовая роща всегда место его капищ. Среди священных дубов, на берегу Москвы реки горел священный костер и стоял идол Трибога. Это – Зарядье, место, где недавно располагалась гостиница Россия.

Д.С.: Спасибо!

Беседовал Дмитрий Соколов

ЕЩЕ  Дискуссионный клуб
 


Свежие публикации:


Комментарии   

 
0 # сергей 24.05.2013 21:25
Нам всегда твердили о финском поселении на месте нынешней Москвы))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

Оставляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с правилами добавления комментариев:
— Комментарии должны относиться к обсуждаемой теме.
— Реклама и ссылки на сайты, не имеющие отношения к теме, запрещены.
— Оставляя свои комментарий, Вы автоматически соглашаетесь с тем, что они должны выражать Ваше мнение и опыт по тому или иному вопросу, изложенные чётким, понятным и ясным языком и относиться к теме комментируемой Вами записи.
— Мы оставляем за собой исключительное право удалить любой комментарий без объяснения причин. Точно также мы оставляем за собой право в любой момент и на любое время отключить возможность размещения комментариев к любой заметке, а также вообще ввести предварительную цензуру комментариев, размещаемых на сайте, без указания причин принятия таких мер.
— Удаляются комментарии, где в поле имени указывается реклама, слоганы сайтов или провокационные фразы. Указывайте настоящее имя или ник.
— Удаляются комментарии с нецензурной лексикой, хамством и оскорблениями.

Приятного общения!


Защитный код
Обновить


Новые книги

Петродворец

News image

Петродворец.Это издание рассказывает об архитектурно-художест¬венном ансамбле Петродворца (Петергофа), шедевре русского зодчества и искусства XVIII столетия, снискавшем мировую славу. Все в этом ансамбле — парки и фонтаны, каскады и золоченые статуи, ро...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Прага

News image

Прага, уютно расположившаяся вокруг своего великолепного Града, обладает уникальным, почти волшебным характером. Его можно обнаружить и зимой, занесенным снегом, и весной, отраженным в музыке булыжных улиц — влюбое время года ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры