Пермь покрыла черепах панцирем

Пермь покрыла черепах панциремНа природу и эволюцию черепашьего панциря помогло пролить свет исследование американских ученых, доказавших, что древний пермский эунотозавр является предком всех черепах.

На протяжении двух столетий биологи безуспешно бились над вопросом о происхождении твердого черепашьего панциря, а обнаружение останков древней черепахи одонтохелиса (Odontochelys semitestacea) лишь породило новые загадки.

Некоторые из исследователей даже породнили этих рептилий с птицами, что, впрочем, никак не помогло приблизиться к решению поставленной задачи. Более того, имевшиеся теории до последнего времени практически не были подкреплены ископаемыми находками. Поэтому ученые не могли составить полную палеонтологическую летопись черепах, а как следствие — и подробно проследить эволюцию их ребер в панцирь.

Группа американских исследователей из Йельского университета и Национального музея естественной истории решила иначе подойти решению этой проблемы. Вместо того чтобы искать неизвестного предка черепах и пытаться заполнить эволюционный пробел в 30–55 миллионов лет, они решили заново изучить окаменелости пермского эунотозавра (Eunotosaurus africanus).

Согласно одной из популярных гипотез, именно это ящерообразное животное и является предком современных черепах.

С результатами исследования можно ознакомиться в свежем номере научного журнала Current Biology.

Впервые останки пермского эунотозавра, жившего примерно 260 миллионов лет тому назад, были обнаружены палеонтологами в последней четверти XIX века. А совсем недавно на территории ЮАР было найдено несколько скелетов, которые, как впоследствии оказалось, принадлежали этому древнему животному. Американские исследователи решили подробно изучить эти находки и пришли к довольно нетривиальным выводам. Так, выяснилось, что у эунотозавра и одонтохелиса, а также проганохелиса есть ряд одинаковых особенностей, среди которых особенно примечательны девять пар Т-образных ребер, наросты на перихондральном костном кольце и особые дыхательные мускулы.

Вот что рассказал «Газете.Ru» Тайлор Лайсон — руководитель указанного исследования, в подростковом возрасте обнаруживший Odontochelys semitestacea, а ныне работающий в Йельском университете: «Получив в свое распоряжение полный скелет эунотозавра, мы смогли сделать поразительные находки! Строение его ребер вполне соответствует нашим теориям об эволюции панциря. Однако самые поразительные открытия впереди: срастить более пятидесяти костей в панцирь значит полностью изменить и систему вентиляции легких. А объяснить такое очень непросто: подобные изменения шли миллионы лет».

От эунатозавра к черепахе Стоит отметить, что сделанные учеными выводы отнюдь не являются окончательными, поскольку по-прежнему имеются сторонники происхождения черепах отдискозаврисков, хотя их теория и не располагает столь же широкой доказательной базой.

Закрыть дискуссию станет возможным лишь после нахождения некого промежуточного звена эволюции между пресловутым эунотозавром и одонтохелисом.

ЕЩЕ  Загадки планеты Земля