Главная

Прогулки по Мадриду

Прогулки по МадридуПродолжение.

Дом почт
Первоначально проект здания поручили составить извес¬тному испанскому архитектору Вентуре Родригесу. Однако тут вступили в действие интриги, которыми всегда слави¬лись власти в Испании (недаром выражение «тайны мадрид¬ского двора» стало нарицательным). В конце концов, строи¬тельство Дома почт было поручено французскому архитек¬тору Марке. Трудно сказать почему (то ли верх брала слиш¬ком придирчивая оценка архитектурных достоинств, то ли в силу вступали ревность и безудержный патриотизм), но здание, построенное французом на Пуэрта-дель-Соль, никог¬да не удостаивалось в испанской исторической и специальной литературе положительных отзывов. С плохо скрываемым злорадством некоторые исследователи отмечали, что Мар¬ке при строительстве забыл предусмотреть в трехэтажном здании... лестницу. Трудно поверить в это, но факт подтверждает такой серьезный историк Мадрида, как Паскуаль Мадос. В вышедшем в 1848 г. объемистом труде, посвященном испанской столице, Мадос, отличавшийся стремлением из¬бегать каких-либо оценок и старавшийся ограничиваться лишь изложением достоверных фактов, в своем исследовании все-таки не удержался от того, чтобы не пройтись по поводу почтамта. «Хотя это пышное здание не является неудачей, вызванной плохим вкусом, — пишет он, — ему, однако, дале¬ко до сравнения со зданиями, построенными во второй поло¬вине XVII в. под руководством Сабатини, Вильянуэвы и Родригеса, последний из которых разработал проект этого самого Дома почт, но, к сожалению, он не был осуществлен, как и почти все другие проекты этого несравненного художника».

Правда, сейчас мадридцы говорят, что в конце XVIII в., когда в почтовой службе столицы насчитывалось все¬го 66 человек, она работала намного эффективнее, чем сей¬час, и что письма, отправлявшиеся в почтовых дилижансах, доходили быстрее, чем они доходят теперь в скоростных поездах и самолетах. Жизнь в здании текла тихо и мирно до тех пор, пока в 1847 г. сюда с улицы Ториха не перевели министер¬ство внутренних дел (гобернасьон).

О кипучей деятельности ми¬нистерства (или связанных с ним интриг) свидетельствует тот факт, что с момента появления этого департамента на Пуэрта-дель-Соль и до начала гражданской войны в 1936 г., то есть за 89 лет, здесь сменился 121 министр внутренних дел...

Прогулки по МадридуСтаринные кварталы Мадрида     
Между улицами Толедо, Сакраменто и Майор в Мадриде находятся старинные кварталы, где сохранилось несколько интересных строений. В бывшем арабском квартале Морерия, стоит церковь Сан-Педро-эль-Вьехо, которая построена вместо бывшей мечети, стоявшей на этом месте, а колокольня была перестроена из минарета.

По соседству расположилась старинная площадь Паха, на которой можно увидеть фасад епископской капеллы, Епископская капелла - единственная готическая постройка Мадрида. На калье Сакраменто стоит базилика Сан-Мигель, построенная в стиле барокко, в XVIII веке. Рядом с базиликой, в переулке Панесильо находится дворец архиепископа, тоже выполненный в стиле барокко.

Недалеко от дворца находится площадь Сан-Мигель, на которой расположился один из главных мадридских рынков, Меркадо-де-Сан-Мигель. Рынок расположен в сооружении XIX в. с красивыми коваными колоннами. На соседней площади Вилья стоит мэрия. Здесь же находятся дворец Луханес, построенный в арабском стиле, и ренессансный дворец Каса-де-Сиснерос.

Продолжая прогулку, советуем свернуть на ул. Сан-Николас. На этой улице находится одна из самых старых мадридских церквей Сан-Николас-де-лос-Сервитас, которая построена в XI в. на месте мечети. Многие детали в оформлении храма свидетельствуют об арабском влиянии, например подковообразные арки. В церкви работает выставка, экспонаты которой посвящены исламскому Мадриду.

В парке Ретиро
Самым популярным парком в столице остает¬ся Ретиро. Видимо, потому, что он находится в самом цент¬ре Мадрида (за зданием музея Прадо) и вот уже много лет украшает город.

Заложил парк в 1630 г. флорентийский садовник Косме Лотти. Ко¬роль Филипп IV превратил Буэн-Ретиро в место дворцовых праздни¬ков. Первый из них состоялся осенью 1632 г. — в год открытия парка. По этому поводу был поставлен спектакль по пьесе Лопе де Вега. Ста¬вились здесь комедии Кальдерона де ля Барки и других известных дра¬матургов той эпохи. «Постановке» праздников мог позавидовать любой современный режиссер. Зрительным залом служила гладь пруда, а креслами — многочисленные, богато украшенные лодки. На лодках располагались и музыканты. Лес служил натуральной декорацией. Было хорошо продумано и освещение, которое придавало празднеству вол¬шебный, сказочный характер.

После смерти Филиппа IV его сын Карлос II практически отказал¬ся от парковых развлечений и большую часть времени проводил в сте¬нах Алькасара. Во времена Филиппа V и Фердинанда VI в парке вновь возобновились праздники и балы, но театрализованные представле¬ния и спектакли ушли в прошлое, и дворцовые праздники в Ретиро мало-помалу потеряли прежний блеск.

В период царствования Карлоса III в парке была построена коро¬левская фарфоровая фабрика «Буэн-Ретиро», для чего из Италии вы¬писали известных мастеров. Мадридцы называли фабрику «Чина» («Китайская»), так как фарфоровые изделия отождествлялись в Испа¬нии с Китаем. В 1790 г. на возвышении была открыта астрономичес¬кая обсерватория, здание которой считается жемчужиной мадридс¬кого неоклассицизма. По заданию Карлоса III  обсерваторию постро¬ил Хуан де Вильянуэва. Сейчас это музей, в котором хранятся древние астрономические инструменты.

Во время нашествия Наполеона парк существенно пострадал. Фер¬динанд VII восстановил его и разрешил значительную часть использо¬вать «для публики», а в 1876 г. Альфонсо XII полностью передал Рети¬ро «народу Мадрида».

Парк занимает 119 гектаров и насчитывает более 15 тысяч деревь¬ев различных пород. Здесь немало живописных уголков, в том числе Сады Сесилио Родригеса, Росаледа (питомник роз) и Чопера, где днем молодежь катается на велосипедах, которые тут же выдают напрокат, а вечером устраиваются демонстрации старых фильмов. До того как зоопарк переехал в Каса-де-Кампо, он размещался в Ретиро и назы¬вался Каса-де-Фиерас (Дом зверей). От того периода сохранилась арка со скульптурой Геркулеса, борющегося со львом. Среди строений пар¬ка выделяются Дворец Веласкеса, возведенный в 1887 г. архитекто¬ром Рикардо Веласкесом Боско и являющийся композицией разных стилей, и Стеклянный дворец, построенный по проекту того же архи-тектора из металла и стекла. Оба здания были сооружены для филип¬пинской международной выставки, и сейчас генеральная дирекция изящных искусств использует их для различных экспозиций. Главной достопримечательностью парка остается пруд, по площади в три раза превышающий Пласа-Майор, и возведенный на его берегу памятник королю Альфонсо XII.

Парк издавна облюбовали певцы и музыканты. Отовсюду слышат¬ся мелодии на любой вкус — от классики до незамысловатых часту¬шек. Если бы не сознание того, что всех этих артистов и художников привела сюда нужда, можно было бы подумать, что в парке проходит яркий и веселый праздник.

В ботаническом саду
Неподалеку от Ретиро, рядом с музеем Прадо, находится еще один зеленый массив центра города — Королевский ботанический сад.

Первый ботанический сад был создан по указанию короля Филип¬па II в середине XVI в. рядом с дворцом в Аранхуэсе. Фердинанд VI решил создать такой же в Мадриде, на берегу реки Мансанарес. В 1781 г. Карлос III перенес его в зону Прадо, где он находится и сейчас. Сад был спроектирован архитектором Хуаном де Вильянуэвой и бота¬ником Гомесом Ортегой. Территория была разделена на три террасы, расположенных на разных уровнях. Вильянуэва построил также зда¬ние, в котором разместились теплица для тропических растений и по¬мещения для коллекции гербариев. Постепенно Ботанический сад пре¬вратился в научное учреждение и начал организовывать экспедиции в разные районы мира, главным образом в Америку и на Филиппины.

В библиотеке сада хранятся также работы уче¬ных, побывавших в Перу, Мексике, на Кубе и в других странах.

Однако с 20-х гг. прошлого века начинается упадок сада, сокраща¬ется его научная деятельность, почти не организуются экспедиции. С приходом к власти Франко Ботанический сад без конца передавали в ведение то одной, то другой организации. В результате он оказался полностью заброшенным, многие ценные растения погибли, разру¬шились здания. В 1974 г. франкистский министр образования и науки распорядился закрыть сад «на ремонт».

Однако проект реконструкции разрабатывался неоправданно дол¬го. Естественно, растения не могли ждать. Ученые, печать, обществен¬ность отвергли идею создания на территории Ботанического сада му¬зея картин Гойи, сочтя это место «не совсем подходящим для подоб¬ной экспозиции». Критику вызвали также многие другие пункты про¬екта и сама концепция в целом — превратить территорию, связан¬ную с историей страны, в «Сад XXI века». В конце концов, проект был утвержден, но те, кому поручили его осуществление, допустили мно¬жество нарушений. Например, строительная компания не нашла ни¬чего лучше, как использовать на территории... бульдозеры. Были по¬гублены ценнейшие, редчайшие растения. Ученые считают, что «ре¬конструкция» нанесла Ботаническому саду больший урон, чем знаме¬нитый ураган 1886 г.

Николай Непомнящий, Андрей Низовский.
Продолжение следует

ЕЩЕ  Экспедиция
 


Свежие публикации:



Новые книги

Замки Луары

News image

Замки Луары.Замки Луары — величайшее историческое и культурное достояние не только Франции, но и всего человечества. Возводились они в сравнительно небольшой временной отрезок — в эпоху Ренессанса, то есть в XI...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Лондон

News image

Смена караула, пинта пива в пабе, красные автобусы и черные такси - кажется, что Лондон никогда не меняется. И лишь потом обращаешь внимание на новые небоскребы, изысканные рестораны и шикарные ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Ambotis

News image

Компания "AMBOTIS TOURS ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры