Главная Актуальное Выживет ли мамонт в XXI в.?

Выживет ли мамонт в XXI в.?

Как раз вопрос о сохранении живого мамонта в отдаленных уголках планеты и может стать одной из главных тем сюжета об этих реликтовых животных. Тем более что имеются сведения с Северного Урала и Аляски о встречах в глубоких пещерах со странными крупными животными, похожими на слонов.
Вторым лейтмотивом может оказаться тема восстановления мамонта из генетического материала, собираемого в Якутии и иных районах, -- бивней, кусков кожи с шерстью и т.д. Именно эти работы давно уже ведутся в Японии и у нас в Зоологическом институте СПб. Помещенный в матку индийской слонихи эмбрион мамонтенка имеет шанс превратиться первого возрожденного мохнатого исполина тайги.
13 марта 2012 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между российскими и южнокорейскими учеными в реализации проекта по клонированию мамонта. Отправной точкой стало обнаружение в Якутии ?в толстом слое льда останков древнего животного. Такие условия создали эффект криогенной заморозки, и многие клетки животного остались неповрежденными, генетический материал в них сохранился до наших дней.
В настоящее время якутские ученые извлекают из тела мамонта генетические образцы, которые позднее будут переданы южнокорейским специалистам, уже имеющим опыт клонирования крупных животных. Ученые надеются, что примерно через 10 лет человечество получит шанс увидеть живого мамонта.
Этот проект нельзя назвать прорывом с технологической точки зрения — сам процесс клонирования не изменился с момента появления овечки Долли около двух десятков лет назад.
Технически клонирование еще далеко от того, что показывают в фантастических фильмах вроде «Шестого дня» или «Звездных войн: атаки клонов». Создать животное с нуля невозможно, требуются живая яйцеклетка донора и суррогатная мать. Процесс клонирования начинается с замены генетического материала, содержащегося в яйцеклетке. Изначально она обладает не полным набором хромосом, а лишь его половиной. Вторая половина добавляется при оплодотворении. Обычно для этого требуются две живые особи, способные к размножению. Но клонирование позволяет избежать процесса оплодотворения яйцеклетки. Вместо этого ученые извлекают из яйцеклетки имеющийся половинчатый набор хромосом и заменяют его полным набором, взятым из клетки животного, которое хотят клонировать.
Затем специалисты искусственно инициируют механизм деления яйцеклетки и помещают ее в организм суррогатной матери. Опыт клонирования мертвого животного, сохранившегося благодаря заморозке, у ученых уже есть: в 2008 году японский биолог Тэрухико Вакаяма? смог клонировать мертвую мышь, пролежавшую в криогенной заморозке 16 лет.
Таким образом, для клонирования мамонта теоретически нужна лишь одна клетка с сохранившимся набором хромосом. На практике, конечно, есть множество сложностей, но генетического материала, сохранившегося в якутской находке, должно хватить даже для такой сложной операции. В качестве суррогатной матери будет использована самка индийского слона — ближайшего живого родственника древнего гиганта.
Очень серьезный вопрос заключается не только в том, удастся ли клонировать мамонта, но и в том, что же с ним будет потом. Ведь если проект завершится успехом, то станет возможным возрождение всего вида древних родственников слона.
Мамонты вымерли несколько тысяч лет назад, во время последнего ледникового периода. За это время климат на Земле значительно изменился, и экосистема, в которой обитали эти животные, по большей части разрушилась. И если несколько особей ученые смогут поместить вольеру с климат-контролем и искусственной подачей пищи, то в случае увеличения популяции животных все равно придется выпустить на волю.
Смогут ли мамонты прижиться в условиях современной экологии — или заново возрожденный учеными вид снова окажется на грани вымирания?
Свое мнение высказывает Ирина Кириллова, специалист Музея ледникового периода:
- Человек рано или поздно сумеет клонировать мамонта, но как минимум на начальных этапах это будет либо зоопарковый, либо парковый зверь. Клонированный мамонт в клетке или на полувольном выпасе. Звучит пугающе не только для защитников животных. Это антропогенный, искусственный вид, и биотоп создавать ему придется искусственно.
Так называемые перигляциальные степи, которые в Ледниковый период занимали огромные пространства Евразии и Северной Америки и обеспечивали высокопродуктивными кормами, прежде всего, злаками, огромные стада травоядных животных (лошадь, бизон, мамонт, шерстистый носорог, овцебык и т.д.), в конце плейстоцена деградировали. Их сменили другие ландшафтно-климатические зоны, на севере - тундра, растительность которой малопродуктивна. Ни в лесной, ни в современной степной зоне мамонт не сможет жить.
Очевидно, что речь идет о тундре, когда обсуждают, где расселять (пока еще не клонированных) мамонтов. Но в настоящее время условия там не идентичны ледниковым. Часть растений тундры ядовита, а к питанию таким малопродуктивным кормом, как лишайник, приспособлен только северный олень. В тундре есть участки со злаковым травостоем. Однако это именно участки, а не пространства. К тому же как повлияет подобное вмешательство в природу на современную экосистему тундры - вопрос открытый. Хотя реинтродукция, например, овцебыков на Таймыр и остров Врангеля прошла успешно.
Одному мамонту требовалось в день до 200 и более килограммов растительного корма в день. А для поддержания устойчивых популяций легендарного ледникового слона в природе нужно по несколько сотен голов (мамонты, как и другие слоны, размножаются медленно), которые должны быть обеспечены пастбищами, путями и территориями миграции. Иначе они окажутся в ландшафтной, пищевой, репродуктивной или другой изоляции. Комплекса необходимых условий  для их автономного существования сейчас, пожалуй, нет.
Конечно, популяцию можно поддерживать искусственно, создавая соответствующие ландшафты, обеспечивая кормом и другими необходимыми условиями. Словом, искусственно воспроизводя условия Ледникового периода.
(Кстати сказать, интересный эксперимент по восстановлению ледниковых сообществ проводит в низовьях Колымы ученый-романтик Сергей Зимов, великий энтузиаст своего дела.)
К. Гото считает, что использовать надо и иной генетический материал: проблему воссоздания мамонта решила бы его сперма, способная сохранять свои свойства в условиях глубокой заморозки. Сперма мамонта может быть введена в яйцеклетку слонихи. Полученную женскую особь мамонто-слонихи будут вновь «скрещивать» с мамонтом, и, таким образом, приблизительно через три поколения мамонто-слоних должен появиться один 90-процентный мамонт.
Гринвуд и Макфи заявляют, что между слоном и мамонтом пролегли тысячелетия, а ведь природа всё это время не стояла на месте, и ДНК — это больше, чем просто определённый набор генов. Геном имеет память, и полный анализ ДНК пока не произведён.
(Периодически добываемые фрагменты мамонтов — от кусков кожи до бивней — так вдохновляют учёных, что абсолютно серьёзно ведутся дебаты на тему «воссоздавать ли древнего человека». Как известно, в итальянских Альпах были обнаружен Этци - хорошо сохранившиеся останки древнего человека, возраст которых — около 5 тысяч лет.
Но тут, говорят энтузиасты, возникает другая проблема. Если восстановить его ДНК, а потом вырастить эмбрион, либо клонированием, либо оплодотворением, то получить в точности древнего человека практически невозможно — в ином случае, ему пришлось бы создавать природные условия: поселять в пещеру, ограждать от цивилизации и современных людей.)
Масса вопросов пока остаётся без ответа. Не повредит ли новый вид существующей сибирской экосистеме? Чем будут кормиться эти огромные животные? Не начнётся ли истребление мамонтов ради их великолепных бивней?
Но как бы ни была заманчива идея о возвращении этих величественных созданий, всё-таки она противоречит законам эволюции, во всяком случае — в должны быть обеспечены пастбищами, путями и территориями миграции.

mam069