Главная События Мир разглядывает зрителя

Мир разглядывает зрителя


Что же в июне 2014 cмогло оставить такое эмоциональное потрясение, которое не вытеснилось  даже кудесником, сросшимся с роялем в 3 года так, что за следующие  тридцать лет ни на минуту не разъединился и творит чудеса. Было такое открытие в программе  «Свободная мысль», это фильм режиссера Годфри Реджио и композитора Филиппа Гласа «Посетители»  (США 2013г), дважды показанном во 2-м зале  кинотеатра «Октябрь», в котором  лучший звук среди больших кинозалов Москвы и полная изоляция, в том числе  и от мобильной связи,  и особое психологическое изменение среды –  благодаря подземному  размещению.

3696  
    Во весь громадный  экран лицо (не морда) Гориллы, которая пристально не мигая вглядывается в Вас глаза в глаза. Абсолютно  черный гладкий фон как черная пропасть
мистически выдвигает это лицо из пропасти экрана на Вас,  самец гориллы абсолютно неподвижен, никакой мимики, но взгляд как лазерный луч проникает прямо внутрь вас и выражение глаз гигантского животного медленно изменяется (по крайней мере вы в этом уверены). В воздухе материально висит,  пульсируя,  электромузыка Филиппа Гласса -  это мантры, изменяющие рамки вашего восприятия. Далее непрерывный поток людей – и  старики, и дети, и женщины и мужчины. Люди идут, сидят, стоят по одному или по двое-трое. Белые, желтые, азиаты, африканцы. Оборванцы и денди, изнуренные и изнеженные. Мегаполисы и интерьеры, стройки и работающие  конвееры и цеха,  периодически кто-то с экрана  опять всматривается в вас – глаза в глаза, и это уже человеческое выражение глаз изменяется пока они разглядывают вас в упор. На протяжении фильма – еще дважды будет опять  Горилла, но каждый раз немного по-другому. Кто же кого исследует: Мы – Гориллу или Горилла – Нас, а может это взаимно, а мы почему то возомнили себя Богом  для Гориллы?   Ни одного слова за весь полуторачасовой фильм, никаких других  шумов голосов и  звуков тоже нет, только вибрация Филиппа Гласа. Когда на экране в анфас несколько рядов болельщиков какого-то соревнования (скорее всего это футбольный матч, но могут быть и другие предположения), по синхронному их вскакиванию, открыванию ртов и вскидыванию рук (причем каждый это делает по-своему, это не актеры, они действительно болельщики)  вам слышится рев стадиона, но может быть он действително есть, тогда печему он ни на мнгновение не прерывает мантры Гласса?  Эти мантры и внутреннее сознание того что это всего лишь фильм и нет опасности позволяют вам открыться и пропускать разглядывание чужими с экрана вашей сущности, в реальности Ваша защитная система  глухо закрыла бы Вашу экзистенцию от мира, от любого вмешательства, никакого разглядывания никто никогда не допустит, защитная маска  всегда  у Нас наготове.
    Время на протяжении фильма как будто бы исчезает, оно не ощущается, для этого специально каждый следующий кадр никак не связан и не вытекает из предшествующего. Весь фильм в единое целое связывает только непрерывная  музыка. Тональности меняются, ритмы тоже, но Вы не понимается когда и как они изменились, это великий талант и умение Филиппа Гласса. Когда  вы поднимаетесь из темного  зала на уровень земли и дневного или вечернего освещения вы думаете о себе как о Марине Абрамович, которая сидела  в музее Современного Искусства в Нью-Йорке через узенький столик глаза в глаза с вереницей посетителей – по минуте на каждого. Но Марина изнуряла себя неделями, 50 человек в час, 800 человек в сутки, теряла вес и проваливалась в сон с первым ударом гонга закрытия музея на ночь. А посетители слетались  со всех континентов и выстраивались в много километровую живую очередь и сутками стояли и спали на асфальте ради 1 минуты глаза в глаза с Мариной. Вы провели всего полтора часа, которые Вы к тому же и не ощутили, как отрезок  времени. Весь мир, все континенты и не только люди, но и животные с рефлексирующим взглядом обменивались с Вами энергией жизни. И пока в сознании Вашем еще не остыли  вибрации Филиппа Гласа Вам кажется что вы ощущаете весь земной шар как живую единую сущность, пульс которой вы слышите и небывалую в себе энергию, силу и здоровье. Этот заряд может длиться несколько суток.
      Такой фильм не мог быть снят за обычное время съемок, дорога к этому фильму – вся  жизнь. Начало можно отсчитывать от момента выхода двух эссе английского писателя, естествоиспытателя и философа Олдоса Хаксли:  “The doors of  Perceptions (Двери восприятия ), 1954”  и “Heaven and Hell (Небеса и Ад), 1956”. Первое  посвящено исследованию роли в нашем миропредставлении ощущений через органы чувств (осязание, обоняние, слух и зрение) и средства  изменения  их рамок. Вторая  - роли работы сознания в миропредставлении. Эти эссе вызвали очень значительный отклик не только в среде ученых-естественников и философов, но и в искусстве. Одна из самых значительных рок-групп (1965-70гг) свое название “Doors”  и идею своих основных хитов почерпнула от  этого эссе и идея оказалась столь живучей, что эти хиты востребованы до сих пор и в 2006г переиздано коллекционное издание их на диске с названием “Perception”. Год рождения Годфри – 1940, Филиппа – 1937, таким образом  влияние упомянутых эссе Олдоса Хаксли на формирование их мировоззрения вполне возможно, хотя прямых указаний на это найти не удалось, есть только упоминание о том, что многие композиторы и режиссеры переписывались с Хаксли по поводу этих эссе. Собственно говоря Реджио нельзя считать кинорежиссером в традиционном  понимании, он скорее католический проповедник и воспитатель. Толчком в кинематограф явился для негофильм Бюнюэля «Забытые» и тот эффект позитивного изменения «Дверей восприятия » который был достигнут при его просмотре с трудными подростками, воспитанием которых он занимался.
    Идея снять собственный фильм пришла к отшельнику Годфри в 1975г, а выпущен первый фильм был  в  1983г. Годфри с самого начала был уверен, что для нужного ему изменения “Дверей восприятия” зрителей ему необходима именно музыка Филиппа Гласа и только его, однако Филипп, напротив,  был убежден, что для его музыки никакой видеоряд не нужен. Потребовалось 2 года чтобы путем пробного монтажа видеоряда под уже существующую музыку Филиппа убедить его согласиться на создание музыки к фильму. Видеосъемки были сделаны и переданы композитору, однако написанная  им музыка не соотвествовала видению режиссера и тому пришлось частично доснимать, частично заново перемонтировать материал под написанную для фильма музыку. Когда, наконец, фильм был закончен, Глас не дал согласие на озвучивание и первые 10 лет прокатывался единственный экземпляр фильма, с которым перемещалась группа Филиппа и просмотр производился только под живое исполнение музыки как во времена немого кино. Но когда благодаря этому Гласс действительно прославился, он наконец уверовал, что его тандем с Годфри нужен и ему и с тех пор все 6 фильмов Годфри не имеют никакой вербальности, только непрерывная музыка Гласса, связывающая фильм в целостное  произведение искусства. До  “Посетителей”  была три фильма  “КАЦИ” о взимодействии  человека и культуры с технологией,  о разрушительности технологии для жизни, о фактической  трансформации человека в робота под влиянием технологии.  Был короткомеражный фильм  о эстетике движений и гармонии дикого животного мира Земли, не подверженного разрушающему воздействию  технологий (Anima Mundi).  В “Посетителях” тоже местами люди напоминают механизмы, в отличие от безусловно живой Гориллы. В трилогии «КАЦИ» индейские названия фильмов “Коянискацци”, “Поваккацци”, “Накойкацци” и съемки из индейской натуры перекликаются с описанным у Хаксли кактусом «Пейотл», используемом индейскими шаманами и самим составом индейского племени   в ритуалах. Выделенное  из его сока психотропное средство Мескалин  исследовалось Хаксли для изменения «дверей восприятия» как позитивный анти-наркотик  не вызывающий привыкания и не вредный для психического и физического здоровья,  в отличие от алкоголя и наркотиков.
      В заключение отметим, что был еще один просмотр этого фильма с телевизионного экрана, пересматривать фильм было интересно, но вышеописанной магии изменения восприятия не произошло. Может быть для этой магии подземный зал «Октября» с его изоляцией, акустикой и гигантсим экраном является необходимым. В эссе Хаксли описан опыт помещения тела на 10 суток  в специально оборудованную дополнительным тамбуром ванную комнату с плотно закрывающейся дверью,  чтобы не допустить попадания ни малейшего кванта света, при этом на глазах была плотная толстая черная повязка, а полностью обнаженное тело находилось целиком в слабопроточной воде температуры 36.5. На ушах были  наушники, гасящие любые звуки, и сделана тщательная звукоизоляция всего пространства. Питания  вообще не было и потребность в нем тоже не возникала, потребность в питье инстинктивно утолялась из водяной среды погружения.
Естественные продукты жизнедеятельности выводились сразу же без накопления в мочевом пузыре и кишечнике в проточную водяную среду. При этом быстро переставала ощущаться кожа  границы тела исчезали, оно как бы растворялось в космосе. Ощущение времени также исчезало.
       Гипотетически можно себе  представить ежемесячный сеанс «Посетителей»  с аншлагом в подземном  зале «Октября», но в реальности вряд ли это возможно, но не из-за недостатка зрителей, а потому что нереально убедить прокатчиков, что провала не будет.  Что зритель будет можно предположить потому что на фестивале, несмотря на то что это был второй показ в «Октябре»,  громадный зал был заполнен так, что кому-то пришлось и на ступеньках размещаться и уходов зрителей до конца фильма практически не было, это большая редкость потому что почти на любом сеансе часто зрители с аккредитациями перемещаются до окончания фильма  в другие залы, чтобы получить представление о большем числе фильмов. Это свидетельствует о том, что описанная магия типична для  большинства зрителей, хотя не всеми осознается. Новым в  «Посетителях» по отношению ко всем  предыдущим фильмам Реджио-Гласса является именно феномен «Сидящего путешественника», когда не он перемещается по странам и континентам в течение недель и даже месяцев, контактируя с обитателями, а Посетители со всего земного мира за полтора часа с экрана контактируют с ним бессловесно, что не требует значительного времени,  через мгновенное восприятие глаза в глаза, в эволюции жизни на земле это  самый широкополосный канал общения, иногда достаточно мгновенного взгляда, чтобы влюбиться на всю жизнь. Между этими мощными обменами мы, как и в предшествующих фильмах этих авторов, просто наблюдаем  жизнь людей разных континентов и стран, возрастов и профессий,  на отдыхе и в работе, людей-роботов и мертвые творения технологий, детей, еще не затронутых технологией, хотя широчайшее внедрение виртуального технологического мира разрушает и детей очень рано, по счастью еще не везде02-1-reggio.

По сути одной из целей путешественника является изменение своей экзистенции за счет новых ярких впечатлений и  контактирования с людьми, сильно отличающимися от обычной своей среды, что в соотвествии с принципом диалектики еще более привязывает их к родному гнезду по возвращении. Фильм «Посетители»  в случае просмотра-прослушивания  в специальных условиях акустики зала, видео-объема и изолированности позволяет  достичь этого преображения гораздо быстрее и дешевле.
   Будем надеяться что грядущий фестиваль принесет нам что-нибудь такое же необычное и интересное, как это творение Реджио-Гласса.

БО.

www.rusngo.ru


    

ЕЩЕ  События
 


Свежие публикации:



Новые книги

Петродворец

News image

Петродворец.Это издание рассказывает об архитектурно-художест¬венном ансамбле Петродворца (Петергофа), шедевре русского зодчества и искусства XVIII столетия, снискавшем мировую славу. Все в этом ансамбле — парки и фонтаны, каскады и золоченые статуи, ро...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Прага

News image

Прага, уютно расположившаяся вокруг своего великолепного Града, обладает уникальным, почти волшебным характером. Его можно обнаружить и зимой, занесенным снегом, и весной, отраженным в музыке булыжных улиц — влюбое время года ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры