Главная Интервью «Сжечь мосты», чтобы идти вперед

«Сжечь мосты», чтобы идти вперед
sparo-1

Дмитрий Шпаро – путешественник, полярник, писатель, математик, кандидат физико-математических наук. В 1979 году во главе экспедиции «Комсомольской правды» впервые в мире достиг Северного полюса на лыжах. За это достижение занесен в Лондонскую Книгу рекордов Гиннесса. В Советском Союзе награжден Орденом Ленина.
В 1986 году впервые в истории полярной ночью 11 лыжников под руководством Дмитрия Шпаро прошли 700 км от советской дрейфующей научно-исследовательской станции СП – 26 через полюс относительной недоступности к СП-27.
В 1988 году совместная советско-канадская экспедиция, возглавляемая Дмитрием Шпаро, пересекла Северный Ледовитый океан по маршруту СССР – Северный полюс – Канада. За этот трансарктический переход Дмитрий Шпаро был удостоен ордена «Трудового Красного Знамени» и престижного приза ЮНЕСКО «Справедливая игра».
В 1989 году Дмитрий Шпаро во главе советско- американской экспедиции «Берингов мост» прошел за два месяца более 1200 миль от Анадыря через 16 чукотских деревень, Берингов пролив и 14 поселков на Аляске до американского города Коцебу.
В 1998 году Дмитрий Шпаро вместе с сыном Матвеем впервые в истории перешел на лыжах через Берингов пролив по дрейфующим льдам и был во второй раз занесен в Лондонскую Книгу рекордов Гиннесса.
В 1989 году Дмитрий Шпаро создал Клуб «Приключение», став председателем его правления и директором. С тех пор активно занимается спортивной реабилитацией инвалидов. Организовал марафоны, в которых участвовали люди в инвалидных колясках: Москва – Киев – Кривой Рог (1400 км), Владивосток – Санкт – Петербург (11000 км), Санкт – Петербург – Алма – Ата (9000 км), Семипалатинск – Челябинск – Чернобыль (10000 км). Несколько уникальных восхождений на высочайшие вершины мира: Казбек, Килиманджаро, Мак – Кинли и экспедицию через Гренландию, в которых участвовали люди с ограниченными физическими возможностями.
При деятельном участии Дмитрия Шпаро в 2008 году двое лыжников - Матвей Шпаро  и Борис Смолин - достигли Северного полюса полярной ночью.
Вместе с сыном Матвеем создал в Карелии экологический, оздоровительный молодежный лагерь «Большое приключение», где дети со всей страны получают уникальную возможность совершить удивительные путешествия – отправиться в велосипедный поход, покорить на катамаранах бурные северные реки, получить множество других полезных навыков. 
В течение последних шести лет Дмитрий Шпаро ежегодно организует экспедиции на Северный полюс, в которых участвуют российские юноши и девушки 16-17 лет.

1979_1
- Более 30 лет назад ваша экспедиция, достигла Северного полюса. До сих пор люди стремятся туда попасть. Как вы думаете, ими движут те же самые мотивы?
Мы в 1979 году стали самыми первыми людьми, которые пришли к Северному полюсу по дрейфующим льдам пешком, на лыжах. Это уникальная точка планеты, испокон веков романтическая и труднодостижимая. Любое покорение Северного полюса рассматривалось как национальное достижение. Особенно нас радовало то, что мы водрузим знамя Советского Союза на Северном полюсе. У современных путешественников, конечно, таких патриотических чувств нет. Но ореол этого удивительного места до сих пор сохраняется.
Вот уже шесть лет мы каждый год водим молодежные экспедиции на Северный полюс. Последняя состоялась в апреле 2013 года. Туда попадают юноши и девушки 16-18 лет из различных регионов России. Мы их очень тщательно отбираем. На заключительном этапе отбора 40-60 претендентов вывозим в наш лагерь «Большое Приключение» в Карелии. А уж там из них выбираем самых достойных, семерых –  тех, что пойдут к Северному полюсу.
- Вы побывали на Северном полюсе много раз. Какие чувства возникают, когда вы в очередной раз попадаете туда?
Впервые дойдя до Северного полюса, я испытал чувства те же, что и  при рождении сына. С тех пор в этом удивительном месте я побывал более десяти раз. Теперь, когда наша молодежная экспедиция достигает Северного полюса,  я прилетаю туда, чтобы забрать ребят и поучаствовать в торжественной церемонии.
Мы поднимаем флаг России, участники - флаги своих областей или республик. Исполняется гимн России. Говорятся какие-то торжественные слова. Потом водим хоровод вокруг точки Северного полюса, чтобы буквально за минуту совершить кругосветное путешествие, пересекая все 360 меридианов, наконец, все играют в футбол.
Это трудно объяснить, но мне кажется, что на Северном полюсе всегда холодно. Хотя на самом деле становится реально теплее - происходит потепление. Правда, в этом году был мороз 25 градусов, но предыдущие пять лет было минус 15. Там вокруг как стояли, так и стоят жесткие белые и голубые льды. Они движутся, но когда ты на них находишься, кажется, что они неподвижны. Не могу сказать, что я сразу начинаю что-то вспоминать. Но возвращение приносит чувство какого-то удовлетворения. Я счастлив, что снова попал сюда. И я это воспринимаю, как награду за то, что организовал экспедицию, что ребята пришли сюда и получили свою долю счастья и славы. Помню, мы с моим сыном Матвеем, в 2005 году, когда помогали провести экспедицию князю Монако Альберту II к Северному полюсу, присели метрах в двухстах от домиков нашей дрейфующей станции на льдину. И вот мы сидим, ветер воет, холодно, солнце низкое, несется поземка, розовая в его лучах. Непередаваемые ощущения. Появилось какое-то неосознанное восприятие себя в прошлом. Возникли те же самые чувства, которые раньше испытал.
- Как вы думаете, современные путешественники испытывают такие же чувства?
Я уверен, что стихия Северного полюса действует на современного человека, точно так же как на его предшественника. И соприкасаясь с ней, он испытывает одинаковые с ним чувства.
Говорят, белое безмолвие – и это не просто красивые слова, потому что когда ты отходишь от палатки, и тебя со всех сторон окружают белые, голубоватые, а если солнце, то оранжевые, льды, ты чувствуешь свое одиночество и на самом деле слышишь эту удивительную тишину безмолвия.
Эмоции, которые охватывают путешественника в точке Северного полюса, не меняются.
Я  знаю, когда наши ребята из молодежных экспедиций приходят на Северный полюс, они абсолютно счастливы. Они одержали свою собственную победу и побывали в удивительных местах, куда крайне сложно попасть. Конечно, у них нет представления о драматизме четырехвековой истории покорения  Арктики, но им известно, что экспедицию организовал Клуб «Приключение». Они знают меня, как человека, дошедшего до Северного полюса на лыжах. Они идут рядом с Матвеем Шпаро и Борисом Смолиным, которые смогли вписать свое слово в, казалось бы, уже полностью написанную летопись покорения Северного полюса. Если после нашей экспедиции 1979 года на лыжах до Северного полюса дошло множество путешественников, и это никого не удивляет, то повторить то, что сделали Матвей и Борис, вряд ли кому-то удастся. В 1979 году мы, пройдя 1500 км,  дошли до полюса за 79 дней. А они двигались по более короткому пути, но достигли заветной точки через 88 дней из-за того, что шли полярной ночью. Они  стартовали 22 декабря. Это самая темная полярная ночь. Матвей и Борис должны были до ее окончания дойти до Северного полюса. И они дошли, претерпевая массу трудностей и страхов, связанных с темнотой. Это невозможное путешествие состоялось, и ребят буквально сразу внесли в Книгу рекордов Гиннесса.
- Но впервые полярной ночью сквозь льды на тридцать лет раньше прошла ваша экспедиция?
Опыт путешествий полярной ночью накапливался. В 1985 году у нас был совместный 250 км поход полярной ночью с пограничниками по Большеземельской тундре. Пограничники шли в своем обмундировании и с оружием – они одновременно выходили в наряд по охране государственной границы.
В 1986 году наша экспедиция «Комсомольской правды» совершила переход  полярной ночью по льдам - от дрейфующей станции СП-26 («Северный полюс-26») до СП-27, пройдя через полюс относительной недоступности (точка, равноудаленная от всех северных окраин земли).  На СП-26 мы с полярниками сфотографировались в свете прожекторов, затем они провожали нас на снегоходах, стреляли из ракетниц. Над нами взлетали зеленые «ракеты» и освещали путь. Потом, когда это все кончилось, опустилась мгла полная.
Мы тогда считали, что белый снег – это такая хорошая отражающая поверхность, что должен сохраниться хоть какой-то свет, даже когда нет луны, звезд и северного сияния. Но мы заблуждались.
Если не включать фонарик, человека не видно на расстоянии шага. Ты идешь, слышишь скрип его лыж, но ни его, ни даже своих лыж не видишь. Равно как препятствий, торосов, трещин и даже белых медведей, пока они сами себя не обнаружат. К примеру, когда Матвей и Борис шли полярной ночью к Северному полюсу, у них был такой эпизод. Они стояли, прижавшись плечами друг к другу. Было очень холодно и дул такой сильный ветер, что они решили перекусить стоя и идти дальше. К голове у них были прикреплены фонарики. Матвей повернул голову, и луч высветил картину - рядом с ними в метрах десяти тоже вертикально на двух лапах стоит белый медведь. Причем ребята молчат и медведь молчит. У нас, когда мы шли от СП-26 к СП-27, медведей на маршруте не было. Потому что изменились льды. Тогда были многолетние льды, на которых медведям особенно нечего делать. А сейчас – тонкие однолетние. Поэтому в наши дни белых медведей можно встретить не только у побережья, но и по всей Арктике. И это реальная очень большая опасность.
- В чем еще сложность путешествия полярной ночью?
Когда  поднимается солнце – это свет и хоть какое-то тепло. Когда мы шли к полюсу, то уже в начале апреля выставляли лыжные ботинки на солнце, и они высыхали, хотя был мороз 25 градусов. Но главное – не это, обувь можно и у примуса высушить.
Расставшись с СП-26 26 января, мы шли в полной темноте до 15 февраля. Потом на востоке в полдень небо начало светлеть. Солнце к концу полярной ночи поднимается к горизонту, и от него идет свечение. Мы двигались на запад, а сзади нас возникала эта желтая необыкновенная подсветка, и с каждым днем она становилась все ярче и ярче. Это потрясающее зрелище – пожалуй, самое красивое, из того, что я видел в жизни. Мы шли с тяжелыми рюкзаками, мороз 50 градусов, но все постоянно оглядывались назад, чтобы взглянуть на эту небольшую полусферу над горизонтом, подсвеченную солнцем. На нее было безумно приятно смотреть, и у всех сразу же поднималось настроение. Солнышко помогает жить. А отсутствие солнца и света угнетает психику, делает твое состояние болезненным.
- Что еще было впервые во время этой экспедиции?
Когда мы 7 марта пришли на СП-27, льдину, на которой она находилась, раскололо. Ил-14, высадивший экспедицию на СП-26, теперь не мог нас забрать, потому что длина взлетно-посадочной полосы стала всего лишь 350 метров.
Тогда на Севере проходили испытания реактивного транспортного самолета Ан-74 из КБ Антонова. И командир экипажа Сергей Горбик, Герой Советского Союза, решил, что в качестве испытательного полета снимет нас с льдины. Мы с полярниками срезали и сбивали ледяные заструги, вывозили тонны снега на санках, чтобы подготовить площадку для приземления. Появился самолет. Прежде, чем коснуться колесами льда, он, казалось, застыл в воздухе, затем, пробежав 300 метров, остановился. Потом Горбик погнал самолет по полосе задом, потом вперед. Взлетел, снова сел. Улетел на землю (1100 км), прилетел. Это было удивительное и уникальное зрелище – впервые реактивный самолет сел на дрейфующий лед.
- Наверное, это очень страшно, когда раскалывается «пол» под ногами?
По сравнению с тем, по каким льдам мы шли, у нас страха из-за этого не возникало. Помню, там посередине станции был небольшой колодец – лунка, метра полтора, с ледовыми стенками такой же толщины и с лестницей, опущенной в темно зеленую воду. Над ним стояла палатка, горел свет. Полярники там купались. Для нас они устроили баню. После нее все валялись в снегу – это был некий ритуал. Забавный и приятный. Потом разгоряченными ныряли в этот «бассейн». Странно, я не боюсь холода и холодной воды, но вдруг испугался залезть в этот колодец, Мы только что успешно завершили экспедицию, а когда пройдешь по такому маршруту, возникает ощущение неимоверной личной силы, большой, предельной тренированности. А тут побоялся. Мне казалось, что если я сейчас туда голый залезу, то не смогу выбраться, и все это каким-то фатальным образом кончится. У меня никогда особых страхов не было, а тут возник.
- Чувство страха в Арктике не удивительно. А смешные случаи во время ваших экспедиций были?
Вообще-то в Арктике со смехом не очень. Мы шутили, когда шли к Северному полюсу в 1979 году. Шел 60-65 день путешествия. Середина мая. Солнце палило. Так красиво было вокруг! Все льды окрашены в желто-оранжевый цвет. Мы чувствовали себя уже немного расслабленными. У нас была красная палатка, в нее – круглый лаз, отличающийся по цвету, чтобы было легче его найти. Мы завтракали в палатке,  вход в нее был открыт, и все любовались открывающимся красивым пространством, погруженным в солнечные лучи. Мы смотрели в это «окно», как будто на экран телевизора. Тогда в СССР шли две популярные телепередачи – «Клуб кинопутешествий» и «В мире животных». Кто-то сказал: «Как будто идет передача «Клуб кинопутешествий»». Другой сострил: «А если смотреть с улицы в палатку, то – «В мире животных»».
Когда мы шли с Матвеем через Берингов пролив, реальные шутки начались только тогда, когда уже были около американской земли. Над нами пролетел патрульный американский самолет. Мы по рации сказали им, кто такие. Американцы ответили: «Мы вас спасали два года назад. Давайте сбросим вам что-нибудь поесть». А мы были страшно голодные, потому что брали с собой продуктов на десять суток, а уже шел 20 день путешествия. Но нам было неудобно просить, и мы отказались. Они улетели. Потом вернулись и снова предложили: «Вам сбросить что-нибудь поесть?» Мы согласились: «Давайте, сбрасывайте». Возможно, тут нет ничего смешного, но мы потом почему-то смеялись, вспоминая этот эпизод. Затем мы пришли в заброшенную деревню. На следующий день на снегоходах приехали эскимосы и отвезли нас в ближайший населенный пункт. Там приготовили роскошный обед, где мы впервые попробовали вареное мясо белого медведя. А нас во время перехода через Берингов пролив ночью атаковал белый медведь. Порвал палатку. Мог покалечить. Было крайне опасно. Матвей в него стрелял, но не убил, да и не хотел этого делать. Потом мы шутили, что, может быть, это вареное мясо у эскимосов – и есть тот самый белый медведь. 
- Какие еще неожиданные ситуации возникали во время перехода через Берингов пролив?
Там каждый день приносил сюрпризы. Это было очень трудное путешествие. Берингов пролив - такое бешеное место, где постоянно все меняется. Ничего нельзя предусмотреть. Например, однажды, на пути появилась вода. У нас на такой случай с собой была резиновая лодка. Мы ее надули. Но пока это делали, в течение десяти минут, вода затянулась кусками льда. Естественно на лодке уже переправиться стало невозможно. И мы по этому льду, кое-как, боясь оступиться и провалиться, пришли к тому месту, куда только что собирались приплыть. Такие ситуации типичны для Берингова пролива.
- Почему одни экспедиции достигают своей цели, а другие – нет, несмотря на то, что одинаково хорошо оснащены и в них участвуют столь же опытные люди?
Опыт человека должен подсказывать ему, что можно сделать, а что нельзя. При этом важно выполнить то, что хочешь, не ценой собственной жизни или жизни своих товарищей. У нас все экспедиции всегда очень продуманны. Был сильный эпизод. Мы собирались осуществить восхождение на гору Мак-Кинли (6194 м) с двумя инвалидами в колясках (в экспедиции участвовали два инвалида и девять здоровых ребят). Все тщательно обдумывалось и проверялось. Матвей с профессиональным альпинистом ездил на Аляску и они поднялись на Мак-Кинли, изучили маршрут, по которому собирались идти.
Незадолго до старта ко мне подошел Матвей и сказал, что важно еще раз проверить здоровых ребят. Они решили подняться на пик Ленина в феврале. Это семитысячник, популярное место, туда в большом количестве поднимаются альпинисты. Но это летом. В феврале за все время туда поднялись не более десяти человек. Я очень хорошо понимал, что эта зимняя экспедиция крайне сложна и опасна, но она была контрольным тестом перед Мак-Кинли. Говорю: давай. В восхождении участвовали восемь человек. Пять из них поднялись на вершину. Трое: Матвей, Борис Смолин и врач Анатолий Соболев, остались в пещере на высоте 5200 метров, потому что они не альпинисты, в отличие от остальных. Это было классное испытание, и Матвей своей командой был очень доволен. Он смело шел на Мак-Кинли, полностью веря в успех. В конечном итоге, все зависит от того, насколько путешественник хорошо подготовлен. Важна и одежда, и чистота бензина и надежность оборудования, которые он берет с собой. Еще важно, чтобы этот человек мог многое предвидеть. Без этого нельзя отправляться в путешествие. Тур Хейердал хорош не тем, что был спортсменом, а тем, что был умным человеком.


sparo-02- А удача, какую она играет роль, например, в ваших экспедициях?
Чтобы доказать свою готовность идти к Северному полюсу, мы пошли на лыжах через пролив Лонга, разделяющий остров Врангеля и Чукотку. Он больше Берингова пролива, но такой же гнусный и трудный. Мы шли через него 20 дней. И произошел такой эпизод. Нас было пять человек, и мы стали переправляться на маленькой лодочке через воду. Вода начала быстро затягиваться кусками плывущего льда. Идти по ним было невозможно, надо было продолжать переправу в лодке. При этом, наш берег в буквальном смысле исчезал. Четверо переплыли. Я остался. Уже никакой воды не было. Я лежал в лодке, меня тащили, а подо мной – ледяные комья, перебирали мои позвонки. Лодка могла порваться. Она должна была порваться! Но все обошлось. Меня вытащили. Я находился в блаженном состоянии - ведь мы прошли такое место, которое, казалось, преодолеть невозможно. И Володя Диденко – очень сильный турист из Усть- Каменогорска – мне сказал, что я родился в рубашке. Я сильно тогда на него обиделся. Мне казалось, что все успешно закончилось не из-за того, что нам повезло, а потому что просто мы все пятеро делали абсолютно то, что должны были делать. Когда организовывали эту челночную переправу, мы бегали, как угорелые, делали все крайне быстро и четко, не допуская ни одного лишнего движения. Так что я не могу сказать, что в моих экспедициях когда-то и кому-то в чем-то повезло.
Мы с Матвеем преодолели Берингов пролив с третьей попытки. Когда в 1996 году шли первый раз, нам не повезло, мы дали сигнал SOS. В 1997 году – тоже не повезло. Но сказать, что повезло в 1998 году тоже не правильно. Удача тут ни при чем! Ко второй попытке мы подготовились лучше, чем к первой. А к третьей – лучше, чем ко второй. Сделали базовую точку на Чукотке. Другую поместили, несмотря на то, что это очень дорого, на Аляске. Там были запасные вещи, радиостанции, GPS, запасы продуктов. Таким образом, мы гарантировали, что, как минимум, останемся живы. Если у нас все утонет, нам возобновят наши запасы, и мы сможем продолжить движение. Кроме того, мы хорошо изучили нрав этого сложного места – Берингова пролива – и обрели важную внутреннюю уверенность. И когда пошли в третий раз через Берингов пролив, нам уже трудно было представить ситуацию, что мы его не пройдем.
Прежде чем стартовать полярной ночью 22 декабря 2007 года Матвей и Борис весной, в марте, пересекли на лыжах все тот же пролив Лонга. У нас была договоренность: если они его пройдут, то ночью стартуют, не пройдут – не стартуют. Это был экзамен. Экзамен для самих себя. Очень хороший экзамен. Чтобы быть готовым к чему-то настоящему, надо пройти через настоящие передряги. И они должны быть, так сказать, соизмеримы с тем, что ты хочешь сделать. И когда есть такой запас прочности, появляется внутреннее чувство убежденности, что то, что ты собираешься выполнить, легче того, что ты уже совершил.
Есть изумительные слова Нансена о том, что надо сжечь мосты, чтобы достичь победы. Конечно, «сжечь мосты» – это не значит лишить себя спасения. Ты сжигаешь мосты в том смысле, что тебе ничего не остается, как идти вперед. Ты сам не можешь повернуть обратно. У тебя нет возможности быть слабым, ты все время должен быть сильным. В этом смысле мы всегда «сжигаем мосты».
Интервью провела Марина Круглякова

ЕЩЕ  Интервью
 


Свежие публикации:



Новые книги

Замки Луары

News image

Замки Луары.Замки Луары — величайшее историческое и культурное достояние не только Франции, но и всего человечества. Возводились они в сравнительно небольшой временной отрезок — в эпоху Ренессанса, то есть в XI...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Барселона

News image

В этом карманном путеводителе описаны история, достопримечательности и индустрия развлечений ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Информационно-туристический портал Тамбо

News image

Информационно-туристический портал Тамбовской ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры