Главная События Самоубийственная гонка

Самоубийственная гонка

1-f-7 В этой статье хочу поделиться как в аспекте кинопутешествия воспринимается американская лента «Гонка на вымирание» Луи Сайхойоса в конкурсе документального кино ММКФ 37. Особенно важным представляется этот фильм в возможном полном совпадении русского и американским взгляда даже в этот период нарастания нашего противостояния.

 Луи Caйхойос с 14 лет увлекся фотографией и стал известным фотографом, c 1980 по 1997 он проработал в журнале «National Geographic», далее сотрудничал с другими журналами, в 2005 он становится со-продъюсером и основателем общественной экологической организации «Общество охраны Океана» и сейчас является его директором. Фильм «Бухта» 2009г, его дебют как режиссера-документалиста о варварской добыче дельфинов в бухте японского городка Таиджи, частично - для дельфинариев по цене в десятки тысяч долларов, но основная масса – на мясо, которое поступает и в розничную продажу тут же в Таиджи, в продуктовых киосках музея китов, и оптовикам по всему миру. Сильнейшие эмоции вызывают сцены бойни, когда маленький дельфиненок с распоротым боком мечется в попытках уйти, перепрыгнув через верх одной сети, затем другой, постепенно теряет силы,   с трудом выныривает для вдоха и в итоге окончательно погружается на дно. И ни один дельфин не имеет шансов уйти из этой узкой бухты японского поселка Таиджи, в которую специальными шумовыми катерами тысячами загоняются мигрирующие дельфины и полностью перекрываются многими рядами сетей. И к концу дня этой жестокой охоты вся вода в бухте становится красной. Этот дебют получил «Оскара» как лучший документальный фильм года и открывал программу “Свободная мысль” 32 ММКФ в 2010г. Кроме замечательных документальных съемок и пронзительного сюжета о жестокости людей к дельфинам, фильм содержал элементы триллера – пронос аппаратуры и съемка велась нелегально, камеры маскировались под серые искусственные камни, охрана бухты из рыбаков в темноте стреляла без предупреждения, а днем полиция производила жесткие задержания .

1-f-zahod1-f-4В пятилетний период между 32 и 37 ММКФ Луи как участник экспедиции снялся в американском документальном фильме Джеффа Орловски «Погоня за ледниками (2012)» об экологических мировых проблемах таяния тысячелетних ледников. А в 2015, вспомнив успех своего фильма на 32 ММКФ он отдает свой второй     фильм в документальный конкурс, надеясь на победу, которая и была бы, если бы уровень документального конкурса в Москве в этом году не оказался бы столь высоким , вопреки всем кризисам.

  1-f-2В “Гонке на вымирание” действие не ограничивается определенным местом, как в «Бухте» и рассматриваются проблемы не только океанической среды, хотя основное внимание уделено Океану. Однако, из этого фильма можно узнать о вероятности больших полостей, заполненных метаном, в толще тысячелетних льдов, аналогичных  газовым месторождениям в земной коре, и угрозе атмосфере Земли в случае их таяния. С истинным талантом фотохудожника Луи монтирует эпизод вскрытия ручным буром небольшой метановой полости в леднике, эффектную вспышку и факел при поджоге. Можно предположить, что этот эпизод он снял еще в экспедиции для съемок фильма Орловски «Погоня за ледниками». Но основная тема представленного в конкурсе фильма – это угроза исчезновения многих океанических видов в результате деятельности человека. В начале фильма объектом являются акулы, и то, что некоторые виды небольших акул, которые древнее вымерших динозавров, находятся под угрозой полного исчезновения в связи с растущей популярностью супа из плавников. Эта часть фильма как и «Бухта», содержит элементы триллера. На большое предприятие в Китае, где проводится массовая добыча акульих плавников съемочная группа проникает под видом закупщиков плавников, якобы для заключения договора о большой оптовой поставке, объективы камер вмонтированы в пуговицы их верхней одежды. Но по китайскому законодательству несанкционированная скрытая съемка является уголовным преступлением, карающимся значительным сроком заключения. Когда во время собеседования с руководством предприятия у одного из операторов расстегнулась пуговица, так что стали видны проводники, судьба будущего фильма и съемочной группы была на грани ареста, ведь китайские тюрьмы – это не европейские, это ближе к российским.

     1-f-31-f-61-f-51-f-9Эпизодом потрясающей силы является подводная съемка небольшой белой живой акулы – только медленно извивающееся туловище с головой – без хвоста и всех остальных плавников она не имеет возможности обеспечить направленное движение и  медленно погружается на дно. Это снято талантливым фотографом и потому невозможно стереть из памяти, это работает сильнее любой сухой математической статистики и рассуждений об экологической опасности и ответственности за будущее, потому что это непосредственный эмоциональный надрыв в душе каждого зрителя.

     Еще одним объектом фильма являются морские дьяволы – гигантские черные скаты с белой изнанкой (Manta), взрослые особи до 7м в размахе боковых плавников и до 2.5т весом, питаются фильтрованием планктона и мальков рыб, размножаются внутренним вылуплением из яйца, эмбрионы вынашиваются около года питаясь вначале желточным мешком, затем абсорбцией маточного молочка, рождаются на мелководье размером 1.1 -1.3 м в поперечном размахе, 9-12 кг весом и несколько лет выгуливаются на мелководье. По мере созревания уходят на глубину. Полная половая зрелось достигается в 5-6 лет. Малайзийская деревня на берегу залива, облюбованного для вывода и выгула молодняка этого вида скатов, живет и развивается добычей и продажей оптовикам ресторанного бизнеса и производства консервов. Объем добычи год от года возрастает, поскольку есть работа, растет и население, но поголовье популяции резко сокращается.

       В фильме показана добыча с небольших лодок, загарпунивание производится вручную с нависающего над водой носа лодки, добивание крючьями, копьями с бортов лодки, когда наконец удается затащить ската в лодку в ход идут ножи, окончательная разделка делается всем населением прямо на отлогом песчаном берегу. Процесс убиения и разделки иногда еще не до конца убитых молодых являет собой удручающе жестокое зрелище. С другой стороны, если все это прекратить, то чем же будет жить население, если других рабочих мест нет? Здесь мы выходим на замкнутый круг: быстро развивающийся и доминирующий вид Homo Sapience вытесняет и уничтожает вид Manta для своего развития. Однако, если не вмешаться и дать всему идти, как оно идет, через 8-10 лет поголовье Manta сократиться настолько, что требуемый для жизни населения объем добычи станет невозможным, так что кризис неизбежен. В фильме предлагается альтернатива перепрофилирования деятельности на туристическое обслуживание, и создание условий для максимального увеличения поголовья Manta для подводного туризма, фотоохоты, и т.д. Путей и способов, как провести подобное преобразование фильм не дает, но он будоражит сознание и чем больше людей придут к убеждению, что нельзя оставлять все как есть, тем скорей выход будет найден, в этом благородная и высокая цель фильма.

     1-f-8Завершающая часть фильма немножко ассоциируется с отчетом о направлениях деятельности и расходе средств «Общества охраны Океана». Широкий охват материала в «Гонке на выживание» можно считать положительным фактором, но по сравнению с «Бухтой», в которой все сфокусировано на дельфинах Таиджи, эмоциональное воздействие фильма распределяется на большем объема и в итоге не получается столь же сильным. Однако фильм очень нужен и полезен.

 О.Б.   9 июля 2015

ЕЩЕ  События
 


Свежие публикации:



Новые книги

Венеция

News image

Венеция.Москва «ВЕЧЕ» 2008.

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Бали

News image

В этом карманном путеводителе описаны история, достопримечательности и индустрия развлечений ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Ambotis

News image

Компания "AMBOTIS TOURS ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры