Главная

Казаки в Царицыно

1-lida6_59351 октября в богатом прудами московском Царицыне запахло Тихим Доном.
Здесь на 1 день открылся VI Международный фестиваль: «Казачья станица. Москва», посвященный истории казачества.
Уже не первый год этот фестиваль собирает в столице казаков со всей России. Праздник проводится департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы совместно с Советом при президенте Российской Федерации по делам казачества и войсковым казачьим обществом «Центральное казачье войско».
Уже от метро торопливо идет народ явно в ожидании ярких впечатлений. Погода прекрасная, да и место одно из красивейших в Москве.
Навстречу неспешно прогуливаются «казачки» в павловских цветастых платках, по особому завязанных. К ним, прогуливаясь, подходят и молодые, и закаленные в боях воины-казаки при полном обмундировании. Настрой задан.
Всех привлекают мастер-классы – ткачество, плетение, мезенская роспись. Рядом можно попробовать традиционные блюда казачьей кухни.


1-lida3_59241-lida41-lida5-59161-lida2_59391-lida-7_5929Вокруг в белых палатках продаются разные изделия, созданные руками казачек, одетых сейчас по всем правилам вековых традиций. Здесь и глиняные свистульки, и узорчатые плошки, и горшки, и крынки: «Вам с поливой или без?». Деревянные погремушки,  расписанные медовые пряники, а еще украшения на любой вкус. Торговля идет бойко, под доносящиеся с разных сторон казачьи песни, они плывут от обнесенных плетнем вокруг хат дворов. Объявлено о выступлении казачьих ансамблей - двадцать семь из России и один из Белоруссии, вдобавок - реконструкция традиционного обряда «посажение на коня», и театрализованные постановки о быте казаков. Говорят, в фестивале примут участие 100 профессиональных и самодеятельных коллективов.
Здесь можно увидеть двадцать традиционных казачьих костюмов, представляющих разные области России. Вот вдали виднеется целое войско с опущенными вдоль спины красными башлыками. Ждут сигнал к началу показательных боевых состязаний.
Но все покрывает хор: «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон».
Центральным событием станет освящение походной церкви казаков митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом.
Народ вдохновлен. Жаль, что всем прибывшим очень мало известно об истории казачества. Казачество представляет субэтнос великорусского этноса. Казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. В формировании казачества участвовали представители самых разных этносов, но преобладали славяне. Вхождение очередного этноса обусловливалось территориальным соседством и вливались сюда именно женская половина, плененная обычно в результате военных действий.
Выделялись «вольные» и «служилые» казаки.
Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло его жизненный уклад.
Со времен Дмитрия Донского на границах Московского княжества появляются казачьи «сторожи» — наблюдательные посты (разъезды) по рекам Хопру, Дону, Быстрой и Тихой Сосне и другим. Постепенно из таких «сторожей» по восточной границе Московского государства образовалась целая линия укрепленных городов, населённых «городовыми (служилыми) казаками», несшими пограничную службу, прежде всего от разорительных набегов крымских татар и ногайцев.
Казачий полк состоял из нескольких сотен (аналог эскадрона). Главой станицы мог быть сотник или есаул. Каждый полк имел полковое знамя. Полки обыкновенно имели порядковые номера и назывались по имени войска, в которое входили.
Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому атаману.
В 1811 году в основном из казаков Терского и Кубанского казачьих войск был сформирован Собственный Его Императорского Величества конвой, осуществлявший охрану российского императора.
Казаки носили фуражки или папахи, рубахи с погонами и штаны с лампасами. Также неизменной чертой российских казаков была черкеска. Цвета одежды были обязательно соотнесены с определенным войском. Говорят, что форменная одежда донских казаков с синими фуражками и штанами, при красном околыше и лампасах сохранилась у советских милиционеров. Но это так, для творческих ассоциаций.

Лидия Рославцева, спец. корреспондент журнала "Путешествуем по свету"

Фото автора

ЕЩЕ  Итоги недели
 


Свежие публикации:



Новые книги

Ватикан

News image

Ватикан.Ватикан — один из крупнейших центров христианской церкви. Одновременно это уникальный город-государство и единственная в современном мире абсолютная клерикальная монархия во главе с папой римским. Судьба Ватикана сложилась таким образом, что им...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Прага

News image

Прага, уютно расположившаяся вокруг своего великолепного Града, обладает уникальным, почти волшебным характером. Его можно обнаружить и зимой, занесенным снегом, и весной, отраженным в музыке булыжных улиц — влюбое время года ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Российский Союз Туриндустрии

News image

Российский Союз Туриндустрии

Далее...
Больше в: Наши партнеры