Главная

По Черному – синему морю

2-fr-14Испытание 

– Вдруг полетел чайник! Я с трудом его поймал и засунул под кровать. Кидало от борта к борту. Окатывало водой с ног до головы. С каждой волной к горлу подкатывал противный комок. Качка изматывала, не отпуская ни на минуту. Мне хотелось выпрыгнуть за борт – лишь бы избавиться от нее. 
Мы слушаем рассказы о приключениях участников Международного яхтенного фестиваля «Черное море». Десять яхт под флагами Украины, Мальты, Панамы и Коморских островов вышли из Севастополя, и пройдя через Балаклаву, Ялту, Феодосию, преодолев непогоду и около 400 морских миль, пришвартовались в порту Новороссийска. 
– В шесть утра пришли все яхты, кроме «Елены». С ней не было связи. У меня екнуло сердце. На последнем переходе, выйдя из Феодосии, мы попали в сильный шторм, – говорит командор фестиваля Игорь Петров. 
О штормах он знает не понаслышке. Более 27 лет Игорь прослужил в Севастополе помощником командира на крейсере «Дзержинский», всю жизнь занимался яхтенным спортом, и после ухода из армии стал работать капитаном на больших моторных и парусных яхтах.
– Обычно на Черном море хорошая погода, но во время шторма, из-за того, что оно очень глубокое, разгоняются достаточно высокие волны. С чем мы и столкнулись – это была очень непростая волна!
Тревожился командор не зря. Яхтсмены уже несколько часов сушились и отдыхали после трудного перехода, а команда «Елены» все еще сражалась с бурными волнами и ветром. 
Андрей Махов под руководством капитана-наставника, своего деда, ходит на «Елене» вот уже 12 лет, и три года назад стал капитаном. Теперь он и его дед – самый молодой и самый пожилой капитаны в Ялте. 
– Моему деду 89 лет. Когда-то он пригласил меня прогуляться на яхте, и вот я «гуляю» до сих пор. Прошел все ступени яхтенной иерархии. Сначала был юнгой, потом матросом, старшим помощником, затем сдал экзамены и стал капитаном, – вспоминает Андрей.
Усиливающиеся волны, сильный ветер и косой дождь не давали расслабиться ни на минуту. Неимоверная качка. Не видно не неба, ни моря – такое ощущение, что воздух состоит из воды. Волны захлестывали яхту, стараясь смыть с палубы все, что есть на ней, проникая в трюм и каюты. Руки на штурвале немели от холода и напряжения. Соленая вода просачивалась сквозь непромокаемый костюм, лилась по всему телу, насквозь пропитывая одежду.
– Я впервые попал в семибалльный шторм. Возникло много разных чувств и эмоций. Мне было немного не по себе, но как капитан, не я мог показать, что мне страшно – я отвечаю за людей и яхту. У нас произошла поломка. Пока ремонтировались, яхту далеко отдрейфовало. Пропала связь, – рассказывает капитан «Елены».
На горизонте возник узкий гигантский «столб», соединяющий небо и море. Через несколько мгновений он превратился в огромную «воронку». Морская вода всасывалась в нее, как в огромную трубу. Смерч, словно живое существо, увеличиваясь на глазах и бешено вращаясь, приближался к яхте… 
– Мы задраились – спустились с палубы – и пытались уйти в сторону, «убежать», хотя понимали, что это бесполезно: он же движется с огромной скоростью, – продолжал Андрей. – Нам повезло. Все паруса в тот момент были убраны. Смерч прошел радом с нашим носом и ушел в сторону, лишь немного нас потрепав. 
Мы слушаем рассказ капитана внимательно и несколько тревожно – в Новороссийске начинается второй этап регаты, на котором к ней присоединимся и мы. Яхты проследуют в Геленджик, и далее – в Сочи. Все небо затянуло тучами, проблескивают молнии, вот-вот пойдет дождь, усиливается ветер…
Кстати
Сочинская газета «Черноморская здравница» от 16 июня 1965 года сообщала, что во время дождя с неба на строящийся в поселке Лазаревское детский сад упал дельфин. Его захватило смерчем. 
2-fr-2

Долгое отплытие
Как умудряются в шторм готовить еду?! Кастрюля вдруг взмывает к твоему носу и тут же, словно на качелях, уходит вниз. Чтобы она не свалилась с конфорки, ее закрепляют специальными «бабочками». Но есть еще вилки, ложки, тарелки, ножи, которые так и норовят «убежать» по сторонам… Мы – у причала, к счастью, шторма нет, но яхту качает. Нож пытается промазать, нарезанные овощи – укатиться подальше, найти и забиться в какую-нибудь щель. 
Отплытие намечено на девять утра. Полдень, а мы все еще в Новороссийске. Ждем, когда яхты заправят топливом, водой и оформят кучу бумаг. Впишут, подпишут и поставят печать. Отнесут, сверят, заверят и разрешат или… придумают что-нибудь еще.
Чтобы не терять время, готовим обед. Сегодня в меню: гречневая каша с тушенкой, луком и морковью, салат из капусты. 
Всех журналистов распределили по яхтам. Я и еще три барышни «пойдем» в Сочи под панамским флагом – на «Виктории». 
– На яхте нет пассажиров, только члены экипажа, – объяснил нам Виталий Цишнатий, капитан «Виктории».
Так мы стали матросами. Теперь мы знаем: нельзя подниматься на борт чужой яхты без разрешения, прежде чем вступить на палубу, необходимо разуться, и при передвижении по ней желательно иметь три точки опоры. 
Кто-то сказал: «Ничто не сплачивает коллектив, лучше, чем совместное приготовление пищи». Вместе с другими членами экипажа – помощником капитана Кириллом Ежовым и матросом Светланой Майоровой – сближаемся – активно строгаем лук, морковку и капусту
– Это когда много народу, я – помощник капитана, а когда нет – матрос, – объясняет Кирилл. 
Спектр его обязанностей и умений широк – красить, шпаклевать, «если надо в двигателе поковыряться» и многое другое. На больших яхтах, где в команде больше семи человек, все обязанности четко распределены. Там капитан физически не работает, он следит за подготовкой яхты, прокладывает курс и так далее. На маленьких – все демократичнее. 
– Мы с Кириллом тут вдвоем, один он все не успеет, поэтому часто приходится работать на уровне матроса, брать тряпку и убирать, –  говорит Виталий.
– Ветер 15 метров в секунду, дождь, гроза, – доносится из рации, – видимость 20 км, в дожде – 1– 2 км, волнение моря…
Сильный скрежет с пирса заглушает голос диспетчера, далее текст не разобрать, но слово «гроза» уже разбудило воображение. 
– Будет шторм? Такой же сильный, как вчера? – с тревогой спрашиваю Кирилла, понимая, что моему фотоаппарату его не пережить. 
– Разве это сильный?! Настоящий шторм – когда оглядываешься назад, а над тобой висит волна. 
– И что делать?
– Не смотреть назад, чтобы не было страшно, – смеется Кирилл. – Яхты надежнее крупного судна. Оно на большой волне может переломиться, а яхта поднимается вместе с ней и опускается. 
Мы верим Кириллу и его опыту: морской стаж у него немаленький – 12 лет. Когда-то он работал токарем на машиностроительном заводе, потом «ушел в свободное плавание». 
– Раньше яхты были моим хобби, а сейчас – это хобби и работа. Я до сих пор участвую в гонках. У нас в Николаеве порой на регату собирается больше 70 яхт, – говорит Кирилл и через паузу добавляет, – не бойтесь, шторма не будет, только дождь, и немного покачает. 
Качки мы не боимся! Мы вооружены – у нас есть таблетки и корень имбиря (говорят, помогает). 
–  Капитан, у нас проблема – у него пожарный шланг! –  доносится с соседнего катера.
Пусть не гладко, но процесс «пошел» – яхты начали заправлять водой. 
Просторы Черного моря (и не только его) бороздят сотни тысяч яхт. На побережье для них специально оборудованы марины (стоянки), где всегда можно заправиться топливом, водой, подключиться к электричеству, выйти в Интернет, воспользоваться душем, туалетом и другими благами цивилизации. Но только не на российских берегах. В наших, большей частью грузовых, портах яхты – непривычные и непрошенные гости. Поэтому любое действие по обслуживанию судна превращается в экстрим и приключение, тренировку терпения, живости ума и быстроты реакции. 
Команды с честью выдерживают это испытание – все яхты заправлены топливом и водой, по рации раздается приказ командора: 
 -– Внимание на яхтах фестиваля! Снимаемся с якоря, выстраиваемся в районе морского вокзала… 
Грациозные красавицы – яхты одна за другой заскользили по морской глади, покидая гавань, и устремились за горизонт, в неведомый мир, где царят свобода и стихия. И мало кто на берегу, глядя на яркие, «горящие» в лучах солнца, наполненные ветром, уходящие вдаль паруса, не вздохнул украдкой и не вспомнил с щемящей болью свою детскую мечту о попутном ветре, океанском просторе и вольной жизни, полной открытий и приключений. 


Наперекор и вопреки! 
– Зачем писать заявление, чтобы меня пустили в порт, когда я уже в порту?! Зачем писать заявление на выход?!
– Чиновники просили написать шесть копий документов! Потом – четыре, в итоге – сошлись на двух. Мы сами виноваты, мы так живем. Пора этот мир менять! 
Визит в Геленджик не оставляет равнодушными капитанов. Чиновничьи «аппетиты» и препоны поражают и вызывают недоумение не только у гостей, пришедших под иностранными флагами, но и у российских яхтсменов. «Свободное плавание вдоль российских берегов» – это пока для них только слова. Чтобы перейти из одного города  (например, Новороссийска) в другой (допустим, Сочи), необходимо не только заполнить массу документов, но и получить разрешение в погранотряде.
–  И дело даже не в том, что это хлопотно, –  говорит Сергей Лысенков, член команды единственной российской яхты «Викинг», присоединившейся к фестивалю в Новороссийске. – Мне как гражданину России это непонятно. И унизительно. Я не пересекаю никаких границ, перемещаюсь по территории своей страны. Какой в этом резон? Как это угрожает безопасности государства? Сколько я ни спрашивал, никто не ответил мне на этот вопрос. 
Сергей имеет диплом капитана, и неоднократно бороздил океан. Несмотря ни на какие препятствия и бюрократические препоны, он и его друзья все равно выходят и будут выходить в море. Порой они и сами не могут объяснить зачем. Может, чтобы вдохнуть полной грудью соленый морской воздух и почувствовать себя счастливым? Оттого, что брызги – в лицо, ветер – в парусах, над тобой –  бездонное небо и вокруг – бесконечный простор. И свобода. В этом их жизнь. Движение. Скорость. Воля. Красота. 
– Возможно, это болезнь, – говорит Сергей. – Не знаю. Но это то, чего всегда не хватает, чем живешь, и сойдя на берег, тоскуешь. Тоскуешь, как по любимой женщине. 
2-fr-1
Радость рядом
Сгустились сумерки, а за ними наступила ночь. Тучи рассеялись, открывая звездное небо, словно занавес – сцену. Только в море можно увидеть столько звезд! Космос потрясает и ужасает своей глубиной, затягивает и не отпускает. От бесконечности кружится голова. Миллиарды созвездий манят и гипнотизируют. Вселенная поглощает. Ты растворяешься в ней, становишься ею и полностью теряешь представление о пространстве и времени. Да и время в море течет по-особому. То застывает на месте, то сгущается, и за несколько часов происходит столько событий, будто прожито несколько дней. 
Мы идем вдоль темных берегов, среди которых вдруг возникают редкие островки огней. Глядя на них, воображение рисует освещенную огнями набережную, вдоль которой цепочкой выстроились маленькие уютные кафе, прогуливающихся «подгоревших» за день, нарядных отдыхающих, парочки, уединившиеся в темноте у кромки моря на берегу... 
Или огни притягивают своей загадочностью и неизвестностью, хочется подойти к берегу и узнать – что же там? Может, это вход в неведомую пещеру, открытый на несколько мгновений, чтобы впустить таинственных гостей или сигнал, зажженный специально для какого-то проплывающего корабля… 
Все расходятся по своим каютам. На ночной вахте остается капитан. Ночь располагает к разговорам. 
Виталий был военным. С детства занимался яхтенным спортом, до службы в армии ходил яхтенным рулевым. Вышел в отставку и в 51 год вдруг резко изменил свою жизнь – стал моряком. 
–  Я когда уходил на пенсию, думал, сделаю то, это. Строил планы. Прошло полгода, и мне уже ничего не хотелось. Никто не звонит, никому ты не нужен. Там заболело, тут. Настроение всегда плохое. Смысла жизни никакого, – вспоминает Виталий. – Тогда в Николаеве, впервые проходила международная регата. Пришли около 70-ти яхт со всего света, все яркие, красивые, с флагами. Их сопровождали два пограничных катера из Турции. 
–  Зачем?
–  Для защиты. Представляете, какое у них было мнение о нас! Тогда я познакомился с ребятами-яхтсменами – немцами, голландцами.  Они все были бывшими военными. Еще молодые люди, у них хорошие пенсии, они купили яхты и путешествовали по миру. Тогда я решил – тоже буду ходить на яхте. 
Виталий пошел на курсы капитанов. Он и еще двое курсантов были пожилого возраста, остальные – совсем молодые ребята. Его ровесники сходили на два занятия, застеснялись и бросили. Виталий остался. Восемь месяцев пролетели незаметно. И вот – он уже капитан. 
–  Когда в Николаеве организовали Федерацию парусного спорта, я увидел, что все ее члены старше 75-78 лет, – рассказывает Виталий. – Я среди них выглядел пацаном! Подумал тогда: «Какой же я молодец, что не бросил и доучился до конца!»
Белый парус с голубой каймой взмыл над яхтой. Капитан выключил двигатель. Казалось, яхта скользит в абсолютной тишине, но через мгновение ее «прорезал» шум ветра, снастей и плеск воды вдоль борта. За кормой тянулся светящийся след и растворялся в темноте… 
Светает. У меня слипаются глаза. Я борюсь со сном, но кажется, на мгновение засыпаю. Голос капитана будит меня.
– Дельфины! 
Смотрю по сторонам, вглядываюсь в морскую рябь, но ничего не вижу. Вдруг прямо по курсу возник плавник, прошел несколько метров и скрылся в глубине. Показался снова и поплыл вдоль борта, как будто хотел сыграть на перегонки. Еще два блестящих «треугольника» разрезали воду около носа.
Дельфины плавали вокруг яхты, порой выпрыгивая из воды, подныривали под корпус и появлялись то с одной, то с другой стороны. Они приближались к борту так близко, что были видны их живые, полные разума глаза, казалось, они понимают и улыбаются нам. Чувство необъяснимого восторга и счастья захлестнуло нас. Казалось воздух стал светлее и теплее, а море – прозрачнее и синее. 
Дельфины исчезли так же внезапно, как появились. Они подарили нам праздник. Он длился всего несколько минут, но на душе надолго осталось ощущение добра и какой-то безотчетной, чистой радости. Не по какому-то поводу, а просто потому, что вдруг получил острое удовольствие от очевидных вещей – от того, что живешь, что скоро наступит утро, взойдет солнце и начнется новый день. Как будто дельфины хотели сказать нам, что если это есть, то значит, все будет хорошо.
Кстати 
На Черном море обитают три вида дельфинов – афалина, белобочка и азовка. Дельфины никогда  не оставляют друг друга в беде. Если что-то случится, они издают сигнал бедствия, и их сородичи обязательно придут на помощь. 
2-fr-5

К берегам Колхиды 
Солнце высоко. Его лучи, отраженные от воды, слепят глаза. На небе ни облачка. Народ разбрелся по яхте в полудреме от жары и качки. Останавливаемся, чтобы искупаться. 
– Не отплывайте от яхты! – беспокоится капитан. 
Купание посреди моря – это нечто особенное. Когда заходишь в воду с берега, хочется от него отплыть в открытое море. А тут ты уже здесь, где открытее не бывает, где, кажется, что берег – это горизонт. Под тобой глубина – километр! Умом понимаешь, а представить это невозможно! 
–  Как надоели гламурные купания! – не выдерживает Света и скрывается под водой. Выныривает, мощными бросками отплывает от яхты и, насытив свою жажду свободы, возвращается. 
Света занимается фридайвингом и подводной охотой. Охота с аквалангом у нас считается браконьерством, поэтому охотятся на задержке дыхания. 
- Я ныряю на 28 метров. Погружаюсь и на 30 метров, но пока на этой глубине не охочусь, делаю медленный разворот и – вверх. Самое долгое я находилась под водой 1 минуту 56 секунд.
- Разве можно что-то успеть поймать за это время? 
- Конечно. Недавно я, как мы говорим, взяла толстолобика весом 9 кг за 1 минуту 20 секунд. 
Мы все в этот момент подумали одно и тоже: «Вот бы такого нам на обед!»
Приближаемся к финишу нашей регаты – идем вдоль берегов Большого Сочи. Современный город вытянулся вдоль моря от Магри до Псоу на 146 км. 
Кирилл сменил капитана за штурвалом. Дует встречный ветер, и мы идем галсами, под углом к нему. Яхта зарывается носом в волну, брызги окатывают Кирилла, соленые струи стекают по лицу. 
Так же наверное, стоял Ясон за штурвалом «Арго» подходя к этим берегам. Говорят древний миф основан на реальных событиях, произошедших много столетий назад в Колхиде – на Черноморском побережье Кавказа. Многие энтузиасты верят, что герои добыли золотое руно на территории Большого Сочи. 
Кстати 
Само по себе золотое руно существовало в районе Большого Сочи. Горные реки, в частности Сочинка, золотоносны. На местных приисках порой находили самородки весом 3 и 5 грамм. С доисторических времен здесь мыли золото, используя определенным образом состриженные овечьи шкуры. Частицы золота оседали на шерсти, и она становилась «золотой» – золотым руном. 
Проплываем Мацесту. В бинокль хорошо виден полуразрушенный вокзал на пристани. Наверное, где-то здесь Ясон познакомился с Медеей, которая вылечила его отца при помощи серы, воды и огня. Вспомните знаменитые теплые серные ванны Мацесты – это же ничто иное как соединение этих компонент. 
Тут же, в Агурском ущелье, разворачивались события другого древнего мифа. За то, что Прометей дал людям огонь, боги приковали его к горам, и ежедневно орел выклевывал ему печень, и она вырастала вновь. Историки уверяют, что Прометей был прикован недалеко от Мацесты, в районе Орлиных скал. 
Наша цель близка – показался маяк на берегу Адлера. Говорят, здесь побывал другой древнегреческий герой – Одиссей. В 15 км от города находится Ахштырская пещера. Многие считают, что она была прообразом пещеры одноглазого циклопа Полифема на острове Циклопов. 
Кстати 
Одиссей и циклоп Полифем
Одиссей со спутниками попадает в жилище Полифема. Тот обнаруживает незваных гостей и берет их в плен. Одиссей дожидается, когда великан уснет, и выкалывает у него единственный глаз. Пленники покидают пещеру, спрятавшись в стаде овец. 
И действительно, у местных горцев существует легенда, напоминающая знаменитый миф об Одиссее и одноглазом циклопе Полифеме. Она гласит, что в давние времена в окрестных лесах обитало могучее племя великанов – людоедов Адау. Во лбу каждого из них было по одному глазу. Они наводили ужас на жителей окрестных селений, пока не появились богатыри – нарты и не победили их. 
2-fr-7
Мечты сбываются!
Имеретинская бухта. Сильный ветер, рябь. Грузовой порт не приспособлен для швартовки яхт. «Викторию» бросает и всей ее массой правым бортом вдавливает в пирс. Кранцы не выдерживают и «выдавливаются» в сторону. В фальшборте образуется трещина… 
Впервые яхты пришвартовались у причалов Имеретинской низменности. После олимпиады грузовой порт перепрофилируют в огромную яхтенную марину со всей полагающейся инфраструктурой, а пока у нас нет ни электричества, ни воды… 
Когда-то на этом месте находились единственные в России участки колхидских болот, где обитали редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу. Тут останавливались на отдых перелетные птицы. Сейчас здесь «царствует» бетон – возвышаются недостроенные корпуса Олимпийской деревни, за ними возводятся спортивные сооружения. От Олимпийского парка нас отделяют забор в два ряда, ворота с надписью «Зона таможенного контроля» и пост КПП со шлагбаумом.
Но разве такие мелочи могут помешать настоящим влюбленным? И кто может похвастаться свадьбой в «Зоне таможенного контроля»? 
У берегов древней Колхиды, среди труб всевозможных диаметров и контейнеров грузового порта, на яхте «Елена» состоялась церемония бракосочетания. 
Все было очень торжественно. За штурвалом стоял капитан, пред ним молодые – Яна и Валерий. 
–  Я всегда мечтала, чтобы моя свадьба была какой-нибудь необычной, –  говорит Яна. 
Мечты сбываются! 
Невеста была в белом сарафане. Жених тоже надел самую праздничную одежду из той, что была с собой. 
–  Мы собрались, чтобы связать узами два любящих сердца – Яну и Валерия… Произнося эти слова, я очень волновался, поэтому не помню полностью свою речь, –  рассказывает капитан «Елены». –  Но самое главное было в конце. Я сказал: «Властью, данной мне регистром судоходства Украины, при свидетелях объявляю вас мужем и женой».
Это важное событие зафиксировали в судовом журнале, заверили подписями и мокрой судовой печатью. Теперь, как уверяет капитан, молодые предъявив, эту запись в любом загсе на Украине, могут получить свидетельство о браке.  
Романтичный ужин при свечах продолжил вечер. Из имеющихся продуктов соорудили торт, открыли вино…
На следующий день акваторию Имеретинкой бухты украсили паруса последней участницы фестиваля – яхты «Scorpius», которая вернулась из первой российско-украинской полярной экспедиции. 
За 22 месяца яхтсмены во главе с капитаном Сергеем Низовцевым обошли вокруг Северного и Южного полюсов, прошли Арктику по параллелям, которые практически недоступны для хождения парусных судов. Побывали в таких уголках Земного шара, куда за всю историю мореплавания удавалось добраться лишь отдельным смельчакам. Затерялись во льдах. Встречались с 40 – километровыми айсбергами. Выдержали 9-ти балльный шторм у берегов Антарктиды, удары молнии в Бермудском треугольники. В 12-ти балльном шторме в море Содружества потеряли весь такелаж и спутниковую связь… 
–  Я давно мечтал совершить тройную полярную кругосветку. Спроектировал яхту, но не нашел денег на ее постройку, –  рассказывает участник экспедиции Сергей Щербаков. –  Судьба помогла осуществить мечту на «Scorpius». В 60 лет я совершил переход в 60 дней! 
До того, как попасть в команду «Scorpius », Сергей на своей яхте «Сибирь», прошел по Волге, Енисею, Ангаре, Иртышу, Томи, Оби, Дону, пробороздил почти все моря, омывающие Россию. Семь раз преодолел Северный морской путь, совершил несколько кругосветных путешествий. 
Кавалькада яхт во главе с легендарным «Scorpius» отправилась в свое прощальное красочное шествие вдоль земли древней Колхиды. 
Завтра капитаны встанут к штурвалам, матросы поднимут паруса и уйдут за горизонт, навстречу приключениям, бороздить океан, сражаться с ураганами и покорять неизведанные берега. Уйдут, чтобы на следующий год вернуться вновь. И каждый из них мечтает, что, подобно древним аргонавтам, из дальних стран множество яхт под различными флагами устремятся к российским берегам. И что встретят их здесь не только потрясающее Черное море и удивительно красивая природа, но и благоустроенные марины и, самое главное – российское гостеприимство – теплое, радушное, дружеское отношение. И хочется верить, что так и будет. Ведь мечты сбываются! 
Марина КРУГЛЯКОВА

ЕЩЕ  Экспедиция
 


Свежие публикации:



Новые книги

100 великих географических открытий

100 великих географических открытий.Подвиг познания Земли длился тысячелетиями. Первое знакомство с новой местностью или акваторией было зачастую поверхностным. Это порождало порой самые фантастические представления о дальних странах и народах. Последующим ...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Болгария

News image

Расположенная на слиянии Запада и Востока, холодного континента и теплого Черного моря, Болгария раскрывает свои неожиданные прелести. Тамошние горы пересекают почти девственные места, где живут медведи и скрываются монастыри с ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Ambotis

News image

Компания "AMBOTIS TOURS ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры