Главная Новости Вологодские зарисовки

Вологодские зарисовки
03.09.2017 21:47

 8-mol-1Продукт брата художника: вологодское масло из села Молочное

Никогда бы не подумал, что в кой те веки окажусь в святая святых некогда почти недостижимого для простых смертных советских людей вологодского масла!
Но это произошло благодаря неусыпной заботе о московских журналистах администрации Вологодской области, решившей приобщить их к основным достопримечательностям этого волшебного края.
С предосторожностями, достойными бункера Сталина, они были введены в помещение завода и проведены по цехам, где изготавливается продукция завода – помимо самого масла здесь делают творог, йогурты, сметану и т.д. и т.п. И все отменного вкуса и качества! 
Подумать только – это масло хорошо известно в нашей стране и за рубежом уже более 100 лет! Оно имеет свою судьбу, тесно связанную с историей молочного хозяйства нечерноземных губерний европейской части России. Правда, мало кому известно, что до 1946 года это масло называли в России "парижским", а в других странах мира  - "петербургским", так как оно экспортировалось из России только из этого города.

8-mol-28-mol-4
Мало кто знает, что вологодское масло изобрёл Николай Васильевич Верещагин, старший брат художника-баталиста Василия Верещагина. Он изучил ведение молочного хозяйства в разных европейских странах: в Швейцарии, Голландии, Дании, Германии. В конце 1860-х годов организовал артельные сыроварни в Вологодской, Новгородской, Ярославской и Тверской губерниях и выписал европейских специалистов маслоделов для обучения русских мастеров. В 1870-м на Всемирной выставке по молочному хозяйству в Париже Верещагин обратил внимание на масло из Нормандии с ярко выраженным вкусом и ореховым привкусом. Это и послужило изобретению нового способа приготовления масла. Одним слово так зарождалось первое вологодское масло.
В 1871 году Н.В. Верещагин и семья голштинцев Буманов организовали первый маслодельный завод в деревне Марфино Вологодской губернии, в 1872-м - в близлежащем селе Фоминское (сегодня оно носит название – Молочное). Верещагин предложил изготовлять масло из сливок, нагретых до высокой температуры, что придавало ему "ореховый" привкус. Отличное по вкусу молоко и масло в Вологодской губернии получалось так же благодаря обилию лугов с разнотравьем, сохраняющим покров все лето благодаря умеренным температурам без зноя и жары. 
В XIX веке технология изготовления Вологодского масла была следующей: сначала получали сливки путем отстаивания парного молока при температуре 13-15 градусов в течение 24 часов. Затем сливки сбивали в маслобойне вручную (60-70 качаний в минуту, под конец ее ход замедляли). Образование масляного зерна происходило через 25 минут. Пахту удаляли, масляное зерно быстро промывали водой, отжимка масла осуществлялась гладким, ребристым валиком: с нажимом несколько раз прокатывали по маслу, то есть отжимали его. Прикладыванием тряпочки к поверхности масла снимали капли влаги.
Владимир Гиляровский, писатель и журналист, родившийся и живший в Вологодской области, в своих воспоминаниях писал: "Вологда была полна тогда политическими ссыльными. Жена богатого помещика Кудрявого покровительствовала им открыто. По инициативе и при участии политических ссыльных она завела в своем пригородном имении большую молочную ферму, где ссыльные жили и работали. Выписаны были коровы - холмогорские, дело было поставлено широко, и в продаже впервые в городе появилось сливочное масло с надписью на упаковке "Кудрявая". Подавать это масло на стол считалось особым шиком. Эта ферма была родоначальницей знаменитого ныне вологодского масляного производства".
Конечно, сегодня существуют более современные способы изготовления вологодского масла при сохранении исконного его вкуса и качества. Вырабатывают его обычно в летне-осенний период. Что характерно, для вологодского масла подходит молоко коров определенных пород. Наилучшее масло вырабатывают из молока коров ярославской породы, пасущихся на обильных лугах Вологодской области и особенно на заливных лугах Шекснинского района.

8-m0l-3
Согласно ГОСТ, масло сливочное содержит немного белков (0,5%) и углеводов (0,6%). Использование в продукте соли не допускается, поэтому он имеет сладковатый вкус. Плазма масла богата минеральными веществами. Эксперты отмечают высокие содержания водо- и жирорастворимых витаминов группы А и D. В составе продукта, произведенного в летнее время, есть много каротина. В составе сливочного масла из Вологды не должно содержаться много микроорганизмов. Не допускается наличие кишечной палочки в 0,1 г готового продукта. 
Цеха завода похожи больше на помещения космического производства, и ходишь по ним, будучи облаченным в особую одежду и головной убор; но это только придает значимости
всему действу, которое происходит вокруг. А именно процессу производства лучших молочных продуктов, которые с удовольствием и пользой потребляют наши соотечественники.

Царство кружев 
В 2010 году в Вологде открылся Музей кружева, посвященный одному из самых известных художественных промыслов Вологодского края – искусству кружевоплетения.
Музей расположен в исторической части города в здании, которое является памятником архитектуры федерального значения начала XIX века, рядом с Вологодским кремлем. Общая площадь музея составляет 600 квадратных метров. В музее размещены выставочные залы, салон-магазин, студия по обучению кружевоплетению и кафе.
музей разместился в двухэтажном каменном здании - памятнике архитектуры, истории и культуры федерального значения середины XIX в. Ранее, с 1859 по 1886 гг., дом использовался Губернским казначейством и Казенной палатой, с 1886 г. здание с постройками и землей было передано Вологодскому отделению Государственного банка, размещавшегося там до 1999 года.

8-kru-18-kru-4

В собрании Музея Вологодского кружева хранится большая и интересная по составу коллекция вологодского кружева, насчитывающая около четырех тысяч предметов, отражающая как историю развития промысла кружевоплетения, его самобытность, так и образность художественного языка.
Кружевная коллекция разнообразна по своему составу. К наиболее ранним памятникам относятся металлические кружева ХVII – ХVIII вв., а также произведения лицевого шитья.
Большой фонд этнографических предметов с крестьянским мерным кружевом конца ХIХ – начала ХХ вв. был собран в результате многочисленных экспедиций в местные центры кружевоплетения. Наиболее многочисленны экспонаты вологодского кружева из Усть-Кубенского, Сокольского, Харовского, Вожегодского районов Вологодской области.
Развитие кружевного промысла на вологодской земле характеризует и коллекция шарфов, косынок, платков, манто конца ХIХ – начала ХХ вв. В основном это кружевные произведения черного или кремового цветов, выполненные в сцепной технике из шелковых и льняных нитей.

8-kru-68-kru-3
Кружевные предметы послереволюционного периода отражают новые веяния эпохи, экономические достижения и символику советского государства. Это кружевные салфетки, абажуры, небольшие панно с изображением парашютов, самолетов, тракторов, звезд, гербов и т.д.
Многочисленна коллекция выставочных и серийных кружевных изделий середины ХХ века, выполненных художницами Н.П.Евдосеевой, М.Н.Груничевой, А.Н.Семенковой, В.Д.Веселовой, В.В.Сибирцевой, К.В.Исаковой, В.Н.Ельфиной и др.
Вторая половина ХХ - начала ХХI вв. в музейном собрании представлена уникальными выставочными и малосерийными кружевными произведениями, в которых наблюдается большое разнообразие цветочных и фольклорных мотивов, например: кружевные скатерти «Качели» Э.Я.Хумала, «Чаепитие» В.Н.Ельфиной, «Весна» В.Д.Веселовой, «Метелица» и «Веселая деревня» А.Н.Ракчеевой и другие скатерти из кружева.

8-kru-28-kru-5
В последнее время коллекция дополняется уникальными кружевными изделиями, которые выплетаются фирмой «Снежинка» по заявкам музея, формируется коллекция зарубежного, в основном европейского, кружева.
Кружево появилось в Европе еще в Средние века. Сначала оно шилось иглой и называлось «стежок в воздухе». Почти одновременно с шитым появилось коклюшечное. в XVI веке в моде были мпеталлическе кружева, которые пришли на Рсь из европы. А в XVII столетии. появились и отечественные мастерские, где занимались плетением золото-серебряного кружева. Они прекрасно сочетались с парчовыми, бархатными и шелковыми тканями. 
В XIX веке кружевоплетение получило развитие во многих уездах - Вологодском, Кадниковском, Грязовецком и существовало как домашнее занятие. Плели кружева, сохраняя народные традиции в орнаментах .Одним из центром крежевничества считался Кубеноозерский край. 
К середине XX века ассортимент становится более разнообразным, появляется круглая скатерть, а в 60-х  гг. характерными чертами вологодского кружева стали максимальная простота, лаконичность и выразительность. Но по-прежнему вкус и качество – главные критерии этого искусства.


В музее «Семенково» 
Совсем недалеко от Вологды, в деревне Семёнково, находится архитектурно-этнографический музей Вологодской области, состоящий из перевезённых туда деревянных построек, в основном конца XIX и начала XX веков. Музей основан в 1979 году, он невелик (площадь 12,7 га), но очень интересный.
На переднем плане - ветряная мельница крестьянина А. П. Дурова из деревни Борок Тотемского района. Её привезли сюда в 2011 году. Постройки, что подальше, появились с 1980-х годов. Лучше всего здесь виден дом И. И. Кочкина из деревни Андреевской Тарногского района. Слева от него - зерновой амбар А. С. Никулиной (деревня Якининская Тарногского района). Прямо за мельницей - два амбара: Г. В. Трухина (деревня Перевоз Тотемского района) и Чадромцева из деревни Королевская Нюксенского района.
Церковь - уже новодел, построенный специально для музея. Это копия церкви Георгия Победоносца из села Поча Тарногского района. Оригинал Георгиевской церкви Поцкого погоста был построен в 1700 году и до наших дней не сохранился, а музейная церковь построена уже в 1995 году.

8-sem-98-sem-8
Жилые дома - суровые бревенчатые пятистенки, где и жилая, и хозяйственная части объединены под одной крышей, как обычно делалось на Русском Севере. Большинство домов имеет также интерьерные экспозиции, когда воссоздана обстановка в доме. 
7. Дом В. В. Храпова конца XIX века (деревня Бор Нюксенского района). Внутри есть экспозиция, в которой воссоздан интерьер сельской школы начала прошлого столетия, за партами которой может посидеть любой желающий.
"Сеi домъ Василiя Копылова" — гласит надпись на фасаде этой избы. Дом построен в 1881 году в деревне Коростелево Сямженского района. Это тоже пятистенок, только переруб делит дом на неравные части. В музей дом перевезён в 2009 году и открыт для посетителей спустя три года. К слову, потомки хозяина этого дома ныне живут в США и специально приезжали на Вологодчину на его открытие.

8-sem-28-sem-4
В целом же на территории музея располагаются памятники деревянного зодчества середины XIX – начала XX веков, перевезенные из Среднесухонского сектора Вологодской области (Нюксенский, Тарногский, Тотемский районы). В том числе 2 культовые постройки, 1 усадьба, 12 домов, 17 хозяйственных построек (амбары, ледники, бани, мельница).
Много времени уделяя активной пропаганде традиционной народной культуры, музей практикует различные формы работы с посетителями. Помимо чисто экскурсионного показа, музей предлагает целый ряд интерактивных программ, которые вовлекают посетителей в атмосферу быта русской деревни.
Важное место среди интерактивных программ занимают мероприятия по народному календарю из цикла «Солнцеворот», такие как «Масленица», «Троицкое гуляние», «Святочные игрища» и многие другие. В этот цикл входит также программа «Кузьминки», которая проводится во второй половине ноября. Ее участники попадают в атмосферу крестьянского быта: добротный деревенский дом, теплая изба. Хозяйка перебирает зерно, ее муж, гончар, работает с глиной, дочь прядет у окна. Но вот картина из прошлого оживает, хозяйка ставит кашу в печь и вступает с гостями в разговор: рассказывает о двух братьях-кузнецах, Кузьме да Демьяне, о том, как помогали они людям, а за свою работу не деньги, а кашу просили. Крестьяне верили, что в середине ноября невидимые гости, Кузьма и Демьян, появляются в деревне, пробуют кашу, желают хозяевам добра, поэтому и ждут их в каждом доме. Сварят кашу, да и позовут: «Кузьма-Демьян, святой Бог, иди с нами кашу есть». В этом удивительном добром обряде участвуют и гости программы, которые пробуют кузьминскую кашу, играют в традиционные игры.

8-sem-68-sem-5
В музее разработан цикл интерактивных программ под названием «Один день из жизни деревни», который призван познакомить современного человека с бытом предков, с укладом их жизни, с их мировоззрением. О традициях строительства нового дома, о жизни деревенской общины конца XIX – начала XX века, об обрядах переезда в новый дом и их значимости для будущего благополучия семьи рассказывает программа «Новоселье». В сентябре-октябре ребята школьного возраста могут принять участие в программе «Осенние помочи». Участники программы знакомятся с традиционным в крестьянской России видом коллективных работ – помочами. Программа состоит из двух частей. Из вводной беседы, которая проходит в интерьерах крестьянского дома, гости узнают о помочах как традиционном виде коллективных работ. Во второй части гости не только слушатели, но и активные участники осенних помочей. 
Затеяли свадебку сыграть? Тогда вас ждут на интерактивные программы «Свадебный пир» и «Приезд женихов»…
В архитектурно-этнографическом музее действуют эколого-образовательные программы, которые направлены на знакомство с традициями народного природопользования, учат гуманному, бережному отношению к окружающему миру. Школьников приглашают стать участниками эколого-образовательного лагеря «Оберег», разгадать «Тайны зимнего леса», научиться ориентироваться на местности по карте и компасу, а также освоить азы плетения рыболовных сетей и изготовления удочек.
Музей ведет активную работу по пропаганде традиционной народной культуры. Важное место в ней занимает регулярное проведение мастер-классов народных умельцев, которые знакомят всех желающих с традиционными народными ремеслами. Гостям музея предлагаются следующие мастер-классы: «Традиционные росписи», «Народная кукла», «Гончарное ремесло», «Берестоплетение», «Плетение поясов», «Пропильная резьба», «Изготовление минеральных красок и лубочной картинки», «Лапта», «Традиционная вышивка "Набор"». Участники мастер-классов не только прикасаются к азам мастерства, но еще и увозят на память вещь, сделанную своими руками. 
Для посетителей открыты экспозиции: «Дом построим – будем жить!» «Крестьянский быт», «Основные занятия крестьян», «Правильная охота», «Музей масла», «Быт зажиточного крестьянства», «Древо жизни», «Во власти старого валенка», «Рыболовство на Русском Севере». Музей проводит сюжетно-театрализованные мероприятия по мотивам русских народных сказок, игры-путешествия по станциям.
В деревянной архитектуре Русского Севера несомненно остались жить частицы душ людей, здесь обитавших. Наверное, их и улавливаешь, бродя между домов и заглядывая внутрь. А потому ловишь себя на мысли, что раз души здесь, то все мы живем в одном поле и ничем друг от друга не отличаемся – разве что эпохой. Но это быстро проходит…

 

ЕЩЕ  Новости
 


Свежие публикации:



Новые книги

Г. В. Мелихов "Белый Харбин - середина 2

News image

Белый Харбин - середина 20-хВоспоминания известного русского историка-китаеведа, более полувека прожившего в Китае, продолжают его книгу «Маньчжурия далекая и близкая». Живое, увлекательное повествование, построенное на строгой документальной основе, представляет читателю не...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Турция

News image

Анталия — древняя Анатолия или Левант — «зеля, где восходит солнце». И действительно, 300 дней в году здесь солнечно. Вас ждут великолепные пляжи, горные маршруты по лесистым склонам, памятники древности, ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры