Ивановская область

Ивановская область расположена в центре европейской части России. Значительная часть территории области лежит в междуречье рек Волга и Клязьма. На севере Ивановская область граничит с Костромской, на юге – с Владимирской, на западе – с Ярославской, на востоке – с Нижегородской областями.

В состав Ивановской области входят 21 район, 4 городских района (в г. Иваново - Ленинский, Советский, Октябрьский, Фрунзенский), 6 городов областного подчинения, 11 городов районного подчинения и 31 рабочий поселок. Площадь территории – 23 900 тыс. кв. км. Численность населения – 1 222 300 человек (на 2000 г.)

Крупные города: Иваново, Кинешма, Шуя, Вичуга, Фурманов, Тейково, Родники, Кохма.
Географическое положение и состав: Расположена в центре европейской части России. Большая часть области лежит в междуречье Волги и Клязьмы.

Областной центр Ивановской области – город Иваново, первое упоминание датируется 1561 годом. Город Иваново ведет свою историю с 1871 года, но до 1932 года назывался Иваново-Вознесенск. Население Иваново – 406 465 жителей. Расстояние от Иваново до Москвы – 318 км.

Ивановская область – одна из центральных нечерноземных областей европейской части России.

Входит в число наиболее благоприятных в экологическом отношении регионов России и обладает богатейшими рекреационными возможностями, к которым относятся водные и лесные ресурсы, незабываемые ландшафты.

Поверхность области преимущественно ровная, низменная и лишь местами волнистая. В западной и северо-западной части ее территории (от озера Неро в Ярославской области до города Плеса на Волге) тянется моренная гряда, которая служит водоразделом между Волжским и Клязьминским бассейнами. На высоких волжских берегах расположился город Плёс, город-музей, город санаториев и домов отдыха.

Большинство рек области (около 70%) относится к бассейну Клязьмы, в которую впадают Нерль, Уводь, Теза и Лух с притоками. Всего в области насчитывается свыше ста рек длиною десять и более километров, а их общая протяженность составляет почти четыре тысячи километров.

Волга несет свои воды по территории области на протяжении 173 километров и дает выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Белому и Балтийскому морям. С 1955 года она стала полноводной за счет образования Горьковского водохранилища, ширина которого местами достигает 16 км. К числу судоходных принадлежит река Теза на участке от устья до города Шуи. Река Уводь, на берегах которой расположен город Иваново, течет в пределах области на протяжении 134 км.

На юго-западе область включает небольшую часть Владимирского ополья с плодородными почвами. На остальной территории преобладают подзолистые, супесчаные, глинистые почвы.

Область богата смешанными лесами, которыми занято около 46 процентов ее территории. Луговая растительность самая разнообразная. Особенно ценны в кормовом отношении клевер белый, тимофеевка, овсяница луговая и многие другие виды трав.

Достаточно разнообразен и животный мир края. На Ивановской земле обитает более 180 видов птиц, 46 видов рыб, свыше 40 видов диких животных.

Климат умеренно континентальный, для которого характерны жаркое лето и морозная зима с устойчивым снежным покровом. Среднегодовая температура воздуха колеблется от 2,5 °С на севере до 3,5 на юге. Абсолютный температурный минимум (минус 47 °С) наблюдался в 1978 году, а абсолютный максимум (плюс 35, 38 °С) отмечался в 1936, 1938 и 1972 годах. Среднегодовое количество атмосферных осадков составляет 585-670 мм.

Ивановская область была создана в 1918 году. Культурные традиции края сформировались под влиянием народных промыслов, главным из которых был набойный промысел по хлопчатобумажным и льняным тканям.
Своеобразна и архитектура городов и районов Ивановской области, сложившаяся под влиянием фабричной архитектуры, разнообразным храмовым комплексам и монастырям.
Многочисленные памятники материальной культуры Ивановской области хранятся в наших музеях.
В Ивановской области 8 государственных и 12 муниципальных музеев. Все они являются объектами туристического показа. Каждый из них своеобразен и интересен по-своему.

Первым в областном центре музеем стал построенный в 1912-1915 годах на средства и по заказу известного фабриканта-мецената Дмитрия Геннадьевича Бурылина «Музей промышленности и искусства» (ныне Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина).
Здание музея построено в стиле средневековых итальянских палаццо. Основу собрания составили коллекции, собранные самим Д.Г. Бурылиным: древнеегипетская, античная, нумизматическая, масонская, тканей, изразцов, живописи и другие. На сегодняшний день музей остается одним из самых известных и богатых в регионе и экспонирует коллекции Д.Г. Бурылина.

В 1987 году на основе знаменитого текстильного фонда образцов Д.Г. Бурылина был создан «Музей ивановского ситца». Экспозиция музея повествует о развитии производства текстиля с древнейших времен до настоящего времени.

В 2007 году в музее ситца открыта новая экспозиция «Слава Зайцев. Жизнь Творчество», посвященная уроженцу ивановской земли, Почетному гражданину города Иванова, народному художнику России В.М. Зайцеву.

В структуру Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина) входит музей Первого Совета, расположенный в здании бывшей мещанской управы, где в 1905 году проходили заседания первого в России общегородского Совета рабочих депутатов. Экспозиция музея рассказывает об истории 72-х дневной стачки рабочих в мае 1905 года.

Мемориальный музей Д.А.Фурманова в г.Фурманов расположен в здании, где родился и провел раннее детство советский писатель Дмитрий Андреевич Фурманов. Экспозиция музея, открытая после реставрации здания в 2005 году, представляет историю города Середы (ныне г. Фурманов) XVIII – начала ХХ веков.

Еще одним музеем, основанным на собрании Д.Г. Бурылина, стал «Ивановский областной художественный музей», открытый в 1958 году в здании бывшего реального училища. Оно является примером архитектуры в духе эклектики конца XIX века.
В постоянной экспозиции музея представлены искусство Древнего мира (Египет, Греция, Рим), древнерусское искусство XVI-XIX веков, русское изобразительное искусство XVII-XX столетий.

В структуру Ивановского областного художественного музея входит Дом-музей народного художника СССР, члена-корреспондента АХ СССР Бориса Ивановича Пророкова. Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве художника.

В 2001 году принял первых посетителей Дом-музей народного художника России Александра Ивановича Морозова – мецената, почетного гражданина г. Иванова, одного из талантливейших российских пейзажистов ХХ века. Экспозиция музея дает представление о самобытной личности художника, его судьбе, увлечениях, формировании авторского стиля.

Музей семьи Цветаевых, расположенный в 3-х километрах от Иванова, в с. Новоталицы, посвящен 3-м поколениям семьи Цветаевых: И.В. Цветаеву – русскому ученому, основателю Музея изобразительных искусств в Москве, Марине Цветаевой – выдающейся русской поэтессе. Экспозиция музея посвящена истории семьи, творческому наследию Цветаевых, быту и традициям русского дома, родового гнезда, как явления российской жизни ХIХ-ХХ веков.

Плёс. Вторым по концентрации историко-культурного наследия региона является один из древнейших городов Ивановской области, образованный в 1410 году - Плёс. Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был создан решением Совета Министров РСФСР 13 июня 1980 года и до сих пор остался важнейшим культурным учреждением Ивановской области. В структуру музея-заповедника входит Дом-музей известного русского пейзвжиста И.И. Левитана.
В 1997 году в Плесе открылся Музей пейзажа, прослеживающий эволюцию пейзажного жанра в России.
В 2008 году в отреставрированном здании бывших Мучных рядов открыта новая экспозиция «Художественные промыслы Ивановской области», где можно познакомиться с традиционными художественными промыслами нашего региона.

Государственный музей Палехского искусства создан в 1934 году. Сейчас это музейный комплекс, объединяющий 6 зданий с мемориальными экспозициями.
Отдел лаковой миниатюры знакомит с лучшими образцами традиционной палехской иконописи, произведениями лаковой миниатюры художников Палеха, историей художественного промысла.

Дом-музей народного художника СССР Павла Дмитриевича Корина рассказывает о жизни и творческой деятельности нескольких поколений палехских иконописцев Кориных.
Экспозиция Дома-музея заслуженного деятеля искусств РСФСР Ивана Ивановича Голикова знакомит с бытом и семейным укладом основоположника палехской лаковой миниатюры И.И. Голикова.
Музей-мастерская заслуженного деятеля искусств России, скульптора Николая Васильевича Дыдыкина знакомит со скульптурными произведениями Н.В. Дыдыкина, создавшего портреты основоположников палехской лаковой миниатюры, памятник А.С. Пушкину в Петербурге.

Дом-музей Николая Михайловича Зиновьева в д. Дягилево посвящен одному из старейших мастеров лаковой миниатюры, народному художнику СССР, Герою Социалистического Труда, педагогу, реставратору.
Экспозиция Государственного музея Холуйского искусства знакомит посетителей с иконописными традициями, с особенностями лаковой миниатюрой художников Холуя.
Еще один государственный музей, «Музеи города Юрьевца», расположен в древнем городе на Волге в Юрьевце. История древнего города с древнейших времен до наших дней представлена в экспозиции историко-художественного музея.
Экспозиция музейного центра Андрея Тарковского знакомит нас с его творческим наследием и рассказывает о жизни кинорежиссера в Юрьевце в период его пребывания в городе во время Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах.
Экспозиция дома-музея архитекторов братьев Весниных посвящена жизни и творческому наследию выдающихся архитекторов России братьев Александра, Леонида и Виктора Весниных, родившихся в городе на Волге.

Ивановская область по праву гордится и своими муниципальными музеями, экспозиции которых знакомят посетителей с историей городов и поселков Ивановской области. Это: Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта в Шуе, Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М.В. Фрунзе, Пучежский краеведческий музей с экспозицией «Ностальгия по старому городу», посвященной об истории города, ушедшего под волжские воды в связи со строительством Горьковской ГЭС в 1948 году. Интересен и Вичугский городской художественный музей.

Фурмановская картинная галерея имени Дмитрия Алексеевича Трубникова была создана в 1987 году с целью сохранения творческого наследия художника. Коллекция Гаврилово-Посадского краеведческого музея отражает культуру и быт местного населения: купечества, мещанства, крестьянства Владимиро-Суздальского ополья. Основу собрания Мытского краеведческого музея составляют предметы крестьянского быта, народных промыслов и ремесел. Основателем Ильинского краеведческого музея был краевед Д.Е. Чернявский. Экспозиция носит краеведческий характер, освещая историю региона с древнейших времен до наших дней. Экспозиция Лухского краеведческого музея имени Н.Н. Бенардоса посвящена известным именам российской политики, культуры, науки, в том числе изобретателю электродуговой сварки металлов Н.Н. Бенардосу.

Заволжский городской художественно-краеведческий музей
Городской художественно-краеведческий музей в г. Заволжске учрежден в статусе муниципального музея на базе картинной галереи, созданной в 1986 году по инициативе Народного художника России Владимира Никитовича Телина, который передал городу произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Музей расположен в особняке заволжских купцов Бурнаевых-Курочкиных, построенном в 1907-1908 гг. в стиле эклектики, сочетающим элементы готики и модерна.
В музее работают экспозиции, посвященные жизни и деятельности великого русского астронома Ф.А. Бредихина, крестьянскому и городскому быту заволжан, художественная галерея и экспозиция, рассказывающая об истории химического завода им. М.Ф. Фрунзе.

Музей истории городского округа Кохма
Муниципальный музей в Кохме учрежден в 2007 году. Он расположен в здании, построенном купцами Ясюнинскими по проекту архитектора Залесского в 1889 году для Кохомского двуклассного училища.
В основе фондовой коллекции – материалы, собранные краеведами Н.В. Цикулиной и М.Н. Сергеевой для музейной комнаты Центра внешкольной работы.
Музейная экспозиция рассказывает об истории Кохмы – одного из старинных сел центральной России, знакомит посетителей с предметами быта и занятиями кохомчан. При музее работает детский краеведческий клуб «Поиск».

Народные промыслы

Ивановская область интересна прежде всего тем, что находится в центре «Золотого кольца России» – одного из самых популярных туристических маршрутов, который объединяет древние города – Москву, Владимир, Суздаль, Плес, Ростов, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострому, Сергиев Посад. 
Ивановская земля интересна и сама по себе, так как обладает уникальными природными, историческими, архитектурными, художественными памятниками.

Область занимает 4 место среди регионов России по количеству исторических мест после Московской, Ленинградской и Пермской областей. Здесь находится пять городов с ярко выраженными оборонными функциями, где до сих пор сохранились остатки крепостных сооружений.
Во все времена народ, населяющий Ивановскую область, был мастеровым. Традиционные промыслы Ивановского края – ткацкий, гончарный, иконопись, лаковая миниатюра, лозоплетение, строчевышивка.

Поселки Палех, Холуй – это всемирно известные центры лаковой миниатюры. Палехские и холуйские художники показали всему миру, что ремесло – понятие живое, что оно не застывает в своих формах, а всякий раз претворяется в новых образах, сюжетах и красках. Если раньше в основе сюжетов мастеров лаковой миниатюры лежали сюжеты русских народных сказок, то теперь они стали намного разнообразнее. Так, например, холуйским мастерами выполнялись на заказ портреты принцессы Великобритании Дианы, принцессы Нидерландов Маргрит, мэра немецкого города Ганновера Вальтера Лутца и др. Туристы могут купить в качестве сувенира шкатулки, броши, иконы, в том числе и именные, и даже заказать мастеру свой портрет.

К иконописи в Палехе и Холуе отношение особое. Ни один художник не сядет писать святой лик, не получив благословление у священника. Раньше, прежде чем браться за кисть, художники брались за топоры и строили церковь, пусть и небольшую, деревянную. В 1693 году в Палехе была построена и освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца. С этого времени именно там художники получали благословение на писание икон. В начале 30-х годов большевики хотели разорить, уничтожить этот храм, как уничтожили огромное количество церквей по всей России, но художники не дали этого сделать. Церковь была преобразована в музей «Старый Палех». С 1994 г. храм снова стал действующим. Это один из красивейших храмов Ивановской области.

Вообще изготовление изделий палехской миниатюры – это поистине ювелирный труд. Палехские лаковые миниатюры создаются на коробочках, пластинах, выполненных из папье-маше. Листы раскроенного под будущее изделие картона смазываются мучным клейстером, навертываются на заранее подготовленные формы, а затем обжимаются. Просушенные формы пропитываются горячим льняным маслом. После такой обработки коробочка становится очень прочной. Окончательно ее форма дорабатывается вручную с помощью специальных инструментов. Далее шкатулка попадает в центр грунтовки, где специальным способом приготовленная шпаклевка из глины и масла наносится тонким шпателем на поверхность будущего творения. Шпаклевка зачищается. Затем на нее наносится лак. И только после этого шкатулка попадает к художнику. Кроме красок используется сусальное золото, которое выпускается тонкими листами. Чтобы золото блестело после того как художник вручную его перетрет, его полируют клыком хищного зверя (лисы или волка). После этого шкатулка еще раз полируется, причем, только женщинами. Готовая миниатюра проходит контроль качества на специальном Художественном совете.

Побывав в Палехе, нельзя не посетить Музей Палехской миниатюры, в котором собраны произведения древнерусской живописи и скульптуры, старопечатные книги, предметы прикладного искусства (драгоценные оклады, ткани и прочее) Большой интерес представляют иконы палехского письма XVII-XX веков.
Писание иконы предполагает соблюдение определенных правил - канона: соблюдается он, начиная с творения красок, не говоря уже о писании самого образа. Исстари иконописцы на Руси писали лики в строгом посте. Если иконописец брался за написание лика Спасителя, то вместе с ним постились не только домочадцы, но и все соседи. Прежде чем сесть за работу, мастер обходил ближайшие дома, стучал в окна, предупреждая: «Лик пишу...». Как правило, вся улица молитвами и воздержанием помогала ему, чтобы икона получилась. Этой традиции палехские мастера иконописи стараются придерживаться до сих пор.
Иконы пишутся темперой – краской, основу которой составляет яичный желток со Святой водой. Это как бы напоминание о бессмертии души. Оттенки палехских красок кажутся взятыми с родной земли. Это естественные краски природы. Даже в наше время многие иконописцы используют краски природы, камни, растительные компоненты. Очень ценятся камни со Святого озера Ферапонтова монастыря. Камни перетираются в порошок, образуя красящий пигмент, который добавляется в яичную эмульсию. Каждый художник знает: остатки такой краски можно выливать только в реку или на голую землю, соблюдая церковное правило обращение с освященной водой.
Это совершенно особое искусство – написать лик, который как бы святился изнутри, который одновременно строг и всепрощающ, милосерден и карающ. Поэтому в обиходе у художников до сих пор остается слово «сотворить». Сотворить кисть, краску, золото, икону… Иконописец помнит, что все, что он делает, он делает при помощи Творца.

Холуй – еще один центр лаковой миниатюры на Ивановской земле. Однако холуйская роспись самобытна и отличается от палехской. Если Палех больше тяготеет к условности, декоративности, то для Холуя характерна приближенность к реалиям жизни, к реальным формам. Палех предпочитает черный фон, Холуй – цветной. Заметна и разница в изображении животных, растений, птиц, пейзажей в целом.
Это объясняется тем, что развитие холуйской миниатюры протекало своеобразно, отличаясь во многом от развития палехской. Мастера Холуя начали осваивать живопись на папье-маше темперными красками после революции. В 1934 году была создана самостоятельная художественная артель по росписи лаковых изделий. Признание искусства Холуя пришло не сразу, хотя такие энтузиасты, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев, Д. Добрынин, многое сделали для того, чтобы лаковые изделия промысла заняли свое место в ряду произведений известных
издавна промыслов. Они стремились к созданию собственного стиля художественной миниатюры, упорно искали наиболее выразительные формы претворения современной темы в лаковой живописи. Творческая самостоятельность и активность художников укреплялась, вырабатывался свой стиль. В 1937 году творения художников Холуя экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в последние годы они уже обязательные участники всех международных выставок. В последние годы темы, сюжеты и манера исполнения росписи неизмеримо расширились. Все более отчетливо стали вырисовываться черты нового, своеобразного направления в русской лаковой миниатюре, отличного от Федоскино, Палеха и Мстеры. Особенностью их живописной манеры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
Большие партии художественных лаковых изделий народного промысла идут на экспорт вАнглию, США, Италию, Испанию, Канаду и другие страны, где знают и высоко ценят искусство мастеров Холуя.
Миниатюра становится разнообразнее, в ней с большей определенностью начинают проявляться черты индивидуального своеобразия, более четко начинает обрисовываться ее художественный облик в целом.

Активность, которую проявляют за последние годы миниатюристы Холуя, их быстрый творческий рост, свежесть и непосредственность сюжетов.
Спустя почти столетие в Холуе возродилась Тихвинская ярмарка, которая стала своеобразным фестивалем холуйского искусства. Здесь демонстрируются изделия народных мастеров лаковой миниатюры, иконописания, художественной вышивки и строчки, лозоплетения, гончарного мастерства. На эту ярмарку, которая проходит в начале июля каждого года, съезжаются мастера из Палеха, Мстеры, Федоскино и других мест, где бережно хранятся традиции народных промыслов и ремесел, а также гости из всех концов России и зарубежья.

С XVIII века славится в мире искусство ивановских мастериц строчки в вышивки. Когда-то перекупщики заказывали им приданое для невест из богатых домов, которое и перепродавали с большой выгодой для себя. Изделия пользовались большим спросом в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде.
Мастерству строчки и вышивки обучали с малолетства. В семь-восемь лет девочек усаживали за пяльцы. Долгими зимними вечерами под протяжные песни и свет лучины создавали женщины изумительные узоры, напоминающие своим многообразием морозные кружева.
Искусство народной строчки и вышивки, создававшееся в разных уголках Ивановской земли, отличается своим изяществом, богатыми орнаментальными мотивами и различными способами изготовления. Характерными для промысла считаются орнаменты геометрические, состоящие из ромбов, квадратов, треугольников, розеток, и изобразительные - с включением женских фигур, всадников и птиц.
Сельские искусницы сохранили тайны своего мастерства и донесли до современников вековые традиции промысла.
В ассортименте современных мастеров - женские блузы и платья, столовое и постельное белье, занавеси, детские белье и одежда, настенные тематические панно с ручной и машинной вышивкой в стиле ивановской белой строчки по мелкой сетке. Сейчас, когда вышивка стала яркой чертой современной модной одежды, усилилась выразительность орнаментальных решений вышивки, увеличилась сложность разработки фактуры, стали более разнообразными сочетания тканей и приемов вышивки.

В настоящее время строчевышивальный промысел активно развивается в Пучеже, Пестяках, Шуе, Лухе. Изделия, выполненные Шуйскими мастерицами, носит королева Испании София.
Изделия промысла неоднократно демонстрировались на отечественных и международных выставках, отмечались премиями, медалями и дипломами, экспортировались в Канаду, Италию, Болгарию, Германию, Финляндию.

Официальный Интернет-портал Ивановской области - www.tourizm.ivanovo.ru

ЕЩЕ  Центральный ФО
 


Свежие публикации:



Новые книги

Ватикан

News image

Ватикан.Ватикан — один из крупнейших центров христианской церкви. Одновременно это уникальный город-государство и единственная в современном мире абсолютная клерикальная монархия во главе с папой римским. Судьба Ватикана сложилась таким образом, что им...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Барселона

News image

В этом карманном путеводителе описаны история, достопримечательности и индустрия развлечений ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Информационно-туристический портал Тамбо

News image

Информационно-туристический портал Тамбовской ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры