Главная Интервью

Интервью
Свершится ли чудо? Откроется ли новый парк-Диснейленд Олега Зубкова в Крыму?
Интервью

zub-06Живет в Крыму необыкновенный, даже где-то уникальный человек, который уже удивил мир двумя чудными парками уровня совершенно международного. Это зоопарк «Сказка» в Ялте и сафари-парк «Тайган» под Белогорском. В каждом из них нужно жить по неделе, что бы хоть как-то прикоснуться к таинственной жизни зверей и птиц, их населяющих. А их хозяин запросто заходит к настоящим диким львам и тиграм, играет с ними и таскает за хвосты.
И вот 23 марта этого года он собрал в Белогорске журналистов на пресс-конференцию, где показал и рассказал о своем новом детище, новом чуде - Диснейленде «Белая Скала». Сказать, что он нас удивил, - значит не сказать ничего. Он нас всех просто ошарашил! Представьте, в красивейшем крымском урочище, в трех верстах от знаменитой Белой скалы (под которой снималось более 100 художественных фильмов), на 14 гектарах леса раскинулся необыкновенный Парк развлечений. По своему размаху это Диснейленд, равного которому нет нигде – ни в Азии, ни в Восточной Европе (о России и речи нет).
На входе, на огромных воротах нас встретили три огромных золотых коня, летящих вдаль, олицетворяющих Полет, Мечту и Сказку.
Как сказал Олег Зубков, он хочет представить своим гостям 100 чудес света, которые он увидел, путешествуя по заморским паркам развлечений, среди которых сказочные фонтаны, американские горки, «Дом с привидениями», Колесо обозрения, вертолетная площадка (и облет Белой Скалы на вертолете), Кинопавильон (взамен утраченной ялтинской киностудии), качели-карусели, десятки аттракционов для детей и взрослых, мраморные скульптуры, вьетнамская река с крокодилами и питонами, водопады, смотровые площадки с мраморными колоннами и беседками, целая улица с чудесными крымскими сувенирами, рестораны, гостиницы, стоянки и т.д. Самое интересное, что это не фантазии, здесь почти все готово - на 80%. Вместо бывшей строительной базы (которую пришлось выкупить) здесь теперь стоят фундаментальные многоэтажные дворцы гостиниц, Кинопавильон (со всеми подсобными помещениями), основания для американских горок (длиной 560 и высотой 24 метра), огромный «Дом с привидениями», другие аттракционы, торговые павильоны и т.д. Есть вьющаяся среди зарослей река, куда будут выпущены крокодилы и лодки для туристов, смотровые площади с беседками, колоннами и фонтанами (по 55 тонн). И все это соединяет целая сеть асфальтовых дорожек высокого качества, с мраморными скамейками и скульптурами. Пока что аттракционы в разобранном виде пылятся на складах. Но площадки для их размещения уже готовы. К слову, по аллеям туристов будут развозить электромобили и паровозики. В нераспакованных контейнерах стоят лавки, урны и скульптуры, привезенные Зубковым с выставок по всему миру. Все это удалось доставить и растаможить еще до «крымской весны».
Остается, собственно, поставить на свои места американские горки, Колесо обозрения, аттракционы, запустить линии с привидениями, пригласить торговый люд с сувенирами, пельменями, медом - и все,  завтра можно открывать Парк?!
Казалось бы, мы все должны порадоваться за крымчан, что Остров Крым встретит новый сезон и своих гостей новым Диснейлендом, который привлечет тысячи и тысячи новых туристов, создаст рабочие места, наполнит казну Белогорска новыми налогами... Но что это? На открытии хозяин встречает своих гостей фразой:  -  Да, парк строился несколько лет, вложены огромные средства (которые он не просил ни у кого) и собственно Диснейленд готов к запуску. Но теперь этому мешают… крымские власти. Оказывается, в Крыму его парки вообще не нужны. За последнее время на голову Олега Зубкова обрушилась лавина судебных исков со стороны крымских властей. Обвинений масса, причем, самых экзотических! Оказывается, он не любитель животных, а настоящий преступник, который рубит леса, обижает деток и губит редких зверушек. Это он-то, который сам принимает роды у львиц, тигриц и обезьян? Это тот, кто не срубил у себя ни одного деревца! Все эти судебные дела направлены на то, чтобы уничтожить «этого Зубкова», а Парки его передать в «надежные» и «хорошие» руки! Вот это – по-нашему, по хозяйски, по-крымски!
 Но что мы видим!? Проходит время, и все эти «милые» затеи рушатся одна за другой, как карточные домики! Оказывается, все эти обвинения – суть чьи-то фантазии, созданные на ровном месте, ничем не подкрепленные и расчитанные, собственно, на дурачков. На то, что Зубков сдастся, смирится и придет на поклон. Но он не сдается, такой-сякой! Поэтому дела рассыпаются одно за другим! Более того, - сам Зубков, утомленный этой организованной кампанией, уже подал в Савеловский суд Москвы на крымского прокурора и на телекомпанию Россия-24 за искажения. И уже российские политики заявляют на весь мир, что губернаторов у нас в России –  много, а Зубков – один!
При этом власти Крыма громко обьявляют на весь подлунный мир, что готовы принять в свои объятия любого инвестора, кто придет к ним на полуостров! Олега Зубкова они уже «приняли», да так, что он не чаит вырваться из этих жарких объятий! У него проходят суд за судом, на каждом его хотят посадить и отнять его парки. А он чего-то там брыкается, упирается... Не хочет, понимаешь, болезный, передать все свое добро в хорошие и добрые руки! Не понимает видимо чего-то? Да кто он такой?
Не такая ли судьба ждет каждого, кто принесет свои средства в Крым и захочет честно работать? Спросим себя - а кто за 2 года после Крымской весны пришел в Крым, как инвестор (кроме Олега Зубкова)? Да никто! Он один принимает бой за всех! А нормальные люди, которые реально могли бы уже сегодня вложиться в строительство трасс, дорог, инфраструктуры и т.д., видят отношение крымских властей к предпринимателям и делают правильные выводы.
На пресс-конференции журналисты узнали много интересного. Оказывается, этот неугомонный Зубков замучил местные власти своими предложениями! У него уже готовы новые проекты огромного зоопарка в Евпатории, Парка медведей и тигров под Севастополем, Парка слонов, фантастического Колизея, с цирковыми представлениями животных! Все это могло бы уже построиться за прошедшие два года и уже работало бы! Давало бы рабочие места и наполняло бы тощую крымскую казну! Но нет! Нам это не нужно. У нас уже все есть.


Вопрос Зубкову: - А что вы хотите от властей?  Денег, внимания, любви?
 - Все, что мне нужно от властей, – это поддержка документального оформления. Нужно конструктивное совещание, на котором министерствам и ведомствам будет дана задача оформлять мои документы в законном порядке, шаг за шагом. Но сегодня этого нет. Документы либо не рассматриваются вообще, либо дается какая-то отписка. Было две попытки договориться с главой республики, были десятки совещаний, но они привели к нулевому результату. Ни один из документов не был выведен на новый уровень!
И вот вырисовывается главное - Олег Зубков не требует на свои проекты денег у властей. Все делает и создает сам. Ему только и нужно, что подписать готовые бумаги!
Задаем вопрос - а как местные власти Белогорска относятся к будущей всемирной славе Диснейленда «Белая Скала» и, естественно, самого городка (который прочно засел где-то в веке ХIХ)?  – А никак! Раз сверху им сказано, что нет, значит, не будет ни парка, ни Зубкова, и они, уверовав в это, стыдливо опускают глаза.


zub-04zub-03

На прощание Олег Зубков показал нам приглашения от разных правительств. Это Португалия, Испания, Болгария, Украина, Китай и т.д., которые готовы принять его, дать по 100-200 млн долларов(!) льготного кредита, что бы он начал наконец-то реально создавать свои необыкновенные, фантастические, добрые сафари-парки и Диснейленды! Оказывается, у них там тоже нет своих Зубковых, и взяться за такие серьезные проекты в этом мире могут лишь единицы!
Руководители Крыма должны понять, что Олег Зубков уже не заберет всего того, что наваял в Крыму (и еще построит), с собой в могилу. Он все это оставит нам, нашим детям и внукам!  Тем более, что у них он не просит  ни копейки. Не мешайте ему пожалуйста.

Кирилл Васильев

 
Сергей Минделевич: «Кто не борется – тот уже проиграл!»
Интервью

1-det-turВкус печеной картошки, песни под гитару у костра всю ночь до рассвета, речные перекаты, на которых захватывает дух, бесконечные российские просторы... Для многих это одни из наиболее ярких впечатлений школьной жизни. Специалисты бьют тревогу – у современных школьников таких воспоминаний может и не быть.
Об этом и других проблемах детского туризма мы поговорили с редактором одной из старейших туристических газет «Вольный ветер», экспертом Общественной палаты РФ, действительным членом Академии детско - юношеского туризма и краеведения. Национальной и Международной академий туризма, заслуженным путешественником России Сергеем Минделевичем.


На одном из совещаний министр культуры Владимир Мединский сказал: «Детский туризм мы потеряли». Все на самом деле так плачевно?

Нет, детский туризм у нас все-таки есть. Только в системе образования его ныне развивают в стране около 10 тысяч педагогов, а сколько еще в турфирмах – никто не знает. Вообще, туризм -- это огромное социальное явление, в котором много направлений. Например, активный туризм. Дети плывут на лодках, ходят с рюкзаками по стране и познают ее. Я считаю, это лучший способ оздоровления и патриотического воспитания.

Или краеведческое направление – дети изучают историю своего края. Вот сейчас много говорят о развитии экологического туризма. А детский туризм, по сути, всегда был таким: школьники совершали походы в малонаселенной местности, палаточные лагеря и базы устраиваются обычно в лучших местах на природе (в последнее время даже в национальных парках и заповедниках), и т.д.
К тому же для любителей походов не надо строить дорогостоящие стадионы или бассейны, их «стадион» -- вся страна, вся планета. Некоторые туристы шутят, что у нас сейчас самодеятельный туризм потому «в загоне», что там чиновникам просто нечего украсть.

Но в чем я соглашусь с министром – массовый детский туризм мы реально потеряли. Вспомним советское время: в каникулы нельзя было пройти по центру Москвы, не наткнувшись на несколько детских экскурсионных групп. Конечно, не все, но большинство детей тогда видели и Москву, и Ленинград. Потом Советский Союз рухнул, и четверть века никто на федеральном уровне не занимался проблемами детского туризма, никакие НИР по этой тематике не проводились, и т.д.

А какова ситуация сейчас?

В СССР работало около 600 центров детско-юношеского туризма и станций юных туристов (СЮТур), в настоящее время их количество сократилось почти в три раза. И процесс продолжается, ежегодно в стране закрываются десятки СЮТуров. Или впрямую (скажем, власти московского Бирюлево сейчас хотят снести здание СЮТура, хотя в нем занимаются более тысячи детей и это единственное учреждение дополнительного образование на огромный район), или под разными предлогами – чаще всего, под видом слияния с другим учреждением дополнительного образования. Так когда-то Московская область лишилась областного центра детского туризма. (Думаю, на самом деле просто кому-то приглянулось хорошее помещение рядом с метро.) И больше нет областных туристских слетов, подготовки кадров, соревнований…
Когда-то в самой Москве практически в каждом районе были туристские клубы, которые финансировались профсоюзами города. Каждый клуб дважды в год организовывал турслеты в Подмосковье, на каждый съезжались сотни людей. Работали пункты проката турснаряжения, где можно было взять палатки, рюкзаки, спальники. Сейчас в Москве нет ни одного профсоюзного турклуба, как и пункта проката. Помещение бывшего Центрального городского клуба на Таганке уже два года «ничье». Пока там продолжает проводить работу Федерация спортивного туризма Москвы, членом президиума которой я являюсь, проводятся туристские школы, вечера. Каждые выходные энтузиасты Федерации водят (причем бесплатно) группы москвичей по Подмосковью. Мы уже два года бьемся, чтобы правительство столицы передало это помещение Федерации для продолжения той работы, которая ведется в нем уже более 20 лет. Не удается. Хотя эту просьбу поддержали известные российские путешественники Дмитрий Шпаро, Федор Конюхов, Владимир Чуков, а также Спорткомитет Москвы, столичный Комитет по туризму, депутаты Московской Думы… Но Департамент городского имущества депутатам ответил, что, по закону, городские власти могут нам передать помещение, но не обязаны это делать; задача Департамента – выставить его на аукцион и как можно больше добыть денег в бюджет Москвы;  Федерация же может принять участие в этом аукционе на общих основаниях. Но общественная организация, не имеющая больших денег, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ не сможет предложить за помещение в центре Москвы цену больше, чем коммерческие структуры. Кстати, в клубе находится единственная в стране туристская библиотека, где есть книги еще 18 века, тысячи отчетов об уникальных походах по совершенно «глухим» местам. Что с ней будет?

1-deti-2_estonia

Какие основные проблемы мешают развитию детского туризма?

Проблем -- немерено. Скажем, у нас более 580 вузов выпускают специалистов для туриндустрии, турбизнеса. И ни один вуз не готовит специалистов для системы дополнительного образования детей по специальности «Детский туризм и краеведение». Ни один! Невозможно развивать детский туризм, если нет специалистов.

Почему же вузы их не готовят?

Причин несколько. Прежде всего, это профессия не престижная; даже в общероссийский классификатор профессий Минтруда многие специальности по туризму не включены, например, «инструктор туризма». То есть официально этой профессии не существует. Я задал вопрос министру образования Ливанову: «У нас ни один вуз не учит специалистов для детского туризма, почему бы не начать их готовить?». Он ответил: «А вы уверены, что будет спрос на такую профессию?». Повернулся и ушел. А как Минобрнауки собирается выполнять указы Президента РФ о развитии дополнительного образования и туристско-экскурсионных поездках школьников? Непонятно.

Ваша газета известна тем, что постоянно отстаивает права и свободы туристов, в частности, борется за свободу передвижения граждан по собственной стране. Но проблемы детского туризма вы стали поднимать относительно недавно. В связи с чем возник этот интерес?

Я сам когда-то в молодости занимался детским туризмом. Началось это совершенно случайно. Мама работала заведующей детским садом. Летом всех детей вывозили на дачу, и я как-то приехал к ней туда в выходные. На том же участке находился туристский лагерь Дворца пионеров Бауманского района Москвы, который назывался «Дети капитана Гранта» -- его возглавлял замечательный педагог Грант Александрович Генженцев. Мама меня с ним познакомила. Сначала я ходил с его подопечными в походы, потом стал работать у них инструктором. Начал заниматься активным туризмом, участвовал в чемпионатах, получил звание мастера спорта, заслуженного путешественника России. Но путешествовал только со своими собственными детьми. Однако с туристами-педагогами связи никогда не терял. Года три назад они обратились в газету «Вольный ветер», которую я выпускаю уже 24 года, с жалобой, что приняты санитарные нормы (СанПиН) к палаточным лагерям, которые невозможно выполнить. (26 апреля 2010 года руководитель Роспотребнадзора Г.Онищенко утвердил «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул» (СанПиН 2.4.4.2605-10)
Я его прочитал, и меня потрясло, на каком уровне  делаются федеральные документы. Просто берет оторопь! Абсолютно невежественный документ! Впору Михаилу Задорнову его цитировать. Очевидно, что люди, сочинявшие СанПиН, и близко не подходили к рюкзаку. Полный винегрет из требований к стационарным палаточным и походным лагерям. Например, нельзя устраивать палаточный лагерь, если температура воздуха летом в течение трех ночей опускается ниже 15 градусов. То есть получается, что почти в половине регионов России такие лагеря организовывать нельзя. Но надо же судить не по температуре воздуха, а по тому, какие у детей спальные мешки, одежда. Как говорят англичане: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда». Вот Матвей Шпаро и Борис Смолин каждую весну водят группу подростков на Северный полюс, те спят на дрейфующих льдах в неотапливаемой палатке при 40 градусах мороза «за бортом», и никто не мерзнет! Или еще перл. Каждое место, где располагается палаточный лагерь, должно быть предварительно очищено от мусора, сухих деревьев, колючих кустарников, на нем необходимо скосить траву, уничтожить всех грызунов и так далее. То есть тот, кто ведет группу в поход, должен, получается, предварительно пройти маршрут, на каждом месте походного лагеря произвести все эти манипуляции, затем пригласить туда представителей Роспотребнадзора, и только после этого вести детей в поход. А что делать, если трава к этому времени снова вырастет и мыши снова набегут? И как быть, если до места лагеря надо плыть на лодке или идти пешком не один день? Как туда сотрудников Роспотребнадзора доставить?
Или такое требование – вес личных вещей у детей до 12 лет не должен превышать 2,5 кг. В том же СанПиНе приводится список этих вещей. Мы их собрали и взвесили – потянуло на 5 килограммов (не считая того, что одето на ребенке). То есть руководителя похода накажут в любом случае: если вес личных вещей в рюкзаке больше – за перевес, если вес в норме – за то, что каких-то рекомендованных вещей не хватает.
Перечислять подобные «казусы» можно бесконечно. На федеральном уровне принят абсолютно невыполнимый документ!  На мой взгляд, к разработке таких важных документов должны привлекаться специалисты по детскому туризму самого высокого уровня. Когда же мы официально запросили Роспотребнадзор, кто конкретно этот «шедевр» готовил, кто писал отзывы на него, мне ответили лишь общими словами: «Различные специалисты». Ни фамилий этих людей, ни организаций, где они работают, нам не назвали. 

1-deti-tur-3

Принятие этого СанПиНа как-то сказалось на состоянии детского туризма?

Однозначно. В 2009 году, по данным Минобразования, у нас в стране устраивалось около 7 тысяч палаточных лагерей, в которых отдыхали 600 тысяч детей. В 2012 году, после принятия этого СанПиНа, количество палаточных лагерей сократилось до 1600.  В 4,5 раза за три года! Фактически, поскольку учреждений детского отдыха в России катастрофически не хватает, ежегодно благодаря этой нелепой бумаге около полумиллиона детей оставались без летнего отдыха и оздоровления. И никто, думаю, за это не наказан. Это беда нашей страны: чиновники не несут никакой ответственности за принимаемые ими решения, поэтому и не боятся «напортачить».
2,5  года огромной работы потребовалось нам для того, чтобы добиться отмены этого идиотского СанПиНа и принятия нового, полностью с нами согласованного. Проблема поднималась на совещаниях даже у высшего руководства страны – и у премьер-министра, и у Президента. Наша рабочая группа подготовила 48 страниц поправок (из 116 пунктов СанПиНа оставили неизменными лишь 18). Фактически все поправки в конце концов были приняты. Кроме одной (думаю, в Роспотребнадзоре её просто пропустили) – оставили требование, что мясные и рыбные консервы можно использовать только для приготовления горячей пищи. Так что ищите рецепт супа из шпрот…

То есть теперь этот СанПиН почти идеален, все проблемы устранены?

Идеальных документов не существует. Мы «вылизали» этот СанПиН с точки зрения туризма. Но там есть пункты, в которых мы не компетентны. Например, вопросы санитарии, гигиены, медицины, радиации и т.д.
О, если бы подобный СанПиН был один! Увы, ретивый Роспотребнадзор наплодил их немало. Скажем, существует СанПиН по перевозкам детей на железнодорожном транспорте. Тот еще документ! В нем даже не определена область применения. Господа из Роспотребнадзора забыли, что железнодорожный транспорт – это не только поезда дальнего следования, но еще и пригородные. Поэтому любая группа детей от восьми человек, которая едет, например, из Подмосковья в Москву на соревнования, на концерт или в Кремль на экскурсию, обязана выполнять эти требования. Например, в вагоне обязательно должны быть биотуалет и кондиционер. Вы видели у нас электрички с биотуалетом? Я – нет. Когда год назад я официально запросил Федеральную пассажирскую компанию, они мне ответили, что в их парке только 21% пассажирских вагонов с биотуалетами и кондиционерами. Причем, как правило, это вагоны повышенной комфортности (мягкие, СВ), в них группы детей не перевозят, так как дорого. Или вот каждую группу должен сопровождать медицинский работник, который обязан иметь, в том числе, антипедикулезный набор из 14 предметов: клеенчатый фартук, ведро, совок, веник для заметания вшей и так далее. У нас что сейчас – разруха? Когда я впервые это читал, у меня было  ощущение, что я попал в сумасшедший дом! Выпускают документ федерального уровня, затрагивающий интересы МИЛЛИОНОВ людей, и не считают нужным показать его специалистам. А где искать этих медиков? У нас в стране не хватает 40 тысяч врачей, среднего медперсонала – еще больше, и нет ни одного документа, обязывающего медучреждения выделять своих сотрудников для сопровождения детских групп. Поэтому порой под видом медработника берут неизвестно кого. Мы считаем, что медицинское сопровождение необходимо только при массовой перевозке детей. Например, если из Сибири везут состав  школьников в Анапу или Санкт-Петербург. Причем выполнение этих санитарно-эпидемиологических норм возлагают на организаторов поездки – на школы, турфирмы. А почему не на РЖД?  Почему бы РЖД за свой счет не оборудовать в таком составе отдельное купе, где будут находиться врач, медсестра, будет установлено современное медицинское оборудование? И медпомощь тогда в поезде станут оказываться всем – и детям, которые едут с родителями, и взрослым пассажирам.
Вот еще нелепый пункт -- при посадке в поезд необходимо предоставить справку об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными. Срок действия ее – три дня. А если дети едут на неделю, то где они получат такие справки на обратную дорогу? Это абсолютно нереальное требование, и, естественно, его никто никогда не выполняет. Еще. Кормить детей в поезде можно только пищей из вагона-ресторана. Специалисты по туризму рассказывали, что восемь лет (!) добивались разрешения не водить детей в вагон-ресторан через много тамбуров – это опасно. Роспотребнадзор наконец-то позволил детей кормить в вагонах, где они едут, но пищу им все-таки должны принести работники вагона-ресторана и никто другой.
Или вот дискриминационное, на мой взгляд,  требование – везти детей-инвалидов в отдельном купе. Но ведь инвалиды -- это не только те, кто передвигаются лишь в колясках, но и те, кто плохо слышит или видит. Почему их надо отрывать от товарищей и помещать в отдельную «резервацию»? У ребенка это может вызвать стресс.
Мы еще года два назад подготовили поправки к этому СанПиНу. Недавно вопрос взяла на контроль вице-премьер Правительства РФ О.Голодец, которая потребовала, чтобы к апрелю новый СанПиН был принят. Боремся, чтобы он был разумный и выполнимый.

Существуют ли данные, какое количество детей у нас отдыхает в оздоровительных лагерях?

У нас всего 40% детей отдыхает летом организованно. Причем 85—88%  так называемых оздоровительных учреждений для летнего отдыха детей -- это лагеря дневного пребывания при школах. Во времена моей молодости их называли группами продленного дня. Там ребята просто находятся под присмотром, никакого оздоровления не происходит -- для этого необходимы какие-то внешние физические факторы: чистый воздух, море, купания, здоровая пища и так далее. А если ребенок остается в тех же стенах, что и весь год, ест пищу от того же поставщика, за счет чего будет происходить оздоровление?
Я подсчитал, что не более 8% российских детей организованно отдыхают в природных условиях (не считая тех, кто живет летом на даче у бабушки, или детей олигархов). Поэтому не удивляют цифры, которые недавно озвучил главный педиатр страны академик Александр Баранов – за последние пять лет количество заболеваний у детей увеличилось на 90%. Мы считаем, что одной из причин этого является отсутствие нормального летнего отдыха, оздоровительного, так как множество школьников остаются на лето в городских условиях.

1-deti-tur4

Может быть, то, что сейчас меньше детей занимаются туризмом и ездят в палаточные лагеря, связано с тем, что родители не уверены в их безопасности?

Невозможно отдых детей сделать на 100 процентов безопасным – ни дома, ни на своей даче, нигде. Все не предусмотришь. Гораздо разумнее учить детей избегать опасностей. Иначе вообще нельзя туризмом заниматься, да и многими другими вещами тоже. Макаренко говорил, что нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, в которых он может проявить мужество. Опасность для детей нужно свести к минимуму, но нулевой она никогда не будет. Ты можешь упасть в речку, споткнуться на тропинке, бродячая собака может укусить и так далее. Давайте обратимся к статистике. Она говорит, что ничего страшного в турлагерях не происходит, никакой массовой гибели детей нет. Скажем, в прошлом году летом на организованном отдыхе погибли шесть российских детей. Да, это трагедии. Но давайте сравним эту цифру с количеством детей, которые гибнут ежегодно только в Москве при автоавариях. Их в десятки раз больше! Но никто же не предлагает запретить автомобильный транспорт. Лучше ли будет для ребенка, если вы оставите его у себя «под крылом», если он все лето просидит в квартире? Здоровье его от этого не улучшится.

Многие родители боятся отправлять своих детей в лагеря из-за участившихся случаев педофилии, дедовщины среди учеников.

Да откуда вы это взяли?! Советую: не читайте на ночь «желтых» газет. 
Да, всегда есть опасность, когда вы куда-то отправляете свое чадо с незнакомыми людьми. Например, шли по улице, увидели вывеску турагентства, зашли и купили путевку. Почему-то все забыли, что в стране есть система дополнительного образования, а в ней -- 235 центров и станций юных туристов. Причем занятия в них проходят БЕСПЛАТНО. В Москве есть замечательная городская Станция юных туристов (в Филях), работают несколько районных центров. Если вы осенью отдадите туда своего ребенка, то стопроцентно будете знать, с кем он поедет летом. Вы будете ходить на родительские собрания, узнаете не только руководителей, но и детей, с которыми занимается ваше чадо, их родителей. И такие страхи у вас уже не возникнут. Это легко решаемые вопросы,  надо только о лете позаботиться заранее, а не за день до начала каникул.

Есть мнение, что причиной массового развития детского туризма в СССР была низкая стоимость билетов.

Да, это одна из причин. Тогда существовали скидки на железной дороге для организованных детских групп -- до 50%. Увы, ныне этого нет. Тогда общественный транспорт был государственным, как впрочем, фактически и сейчас. Хотя руководство РЖД ведет себя так, будто это их личная компания, а не государственное достояние. Компании с госкапиталом должны помнить и преследовать не только коммерческие, но и СОЦИАЛЬНЫЕ цели. Это же анекдот: для детей, которые едут с родителями, скидки есть, а для группы детей их нет.
Но цены билетов – не единственная причина. В советское время в Москве действовал приказ, согласно которому каждый класс школы, начиная с шестых, должен был в течение года совершить минимум два похода. И в подавляющем большинстве это выполнялось. Учителя водили детей в походы. Школы закупали походное снаряжение – палатки, спальники и прочее. Проводились курсы по обучению педагогов туристским навыкам. Сейчас в столице нет ни такого приказа, ни школьного туризма вообще. Он пока остался лишь в домах творчества юных, в СЮТуре.

Почему же сейчас учителя перестали организовывать турпоходы для своих учеников?

Вы знаете, как чиновниками был уничтожен туризм в школах? Элементарно. Во-первых, прекратили какое-либо обучение учителей туристским навыкам. Естественно, что педагог, который не знает, как поставить палатку или развести костер, боится вести учеников в поход. Ведь он несет за них полную ответственность, вплоть до уголовной. Во-вторых, что более существенно, на мой взгляд: столичные чиновники от образования придумали такую систему оформления походов (как и любых выездов) и последующей отчетности, которую не может преодолеть ни один обычный школьный учитель. Представьте: он до и после похода, даже самого простого, должен оформить от 40 до 53 документов! На это потребуется минимум два месяца, не считая подготовки самого похода. Причем зарплату учителю за это никто не платит. И вот вам печальный результат…

А как обстоят дела с коммерческим детским туризмом?

Там тоже действует много нелепых документов (в том числе те же СанПиНы). Например, при покупке железнодорожных билетов требуется подать поименный список детей за 45 дней. Зачем, ради чего? Турфирмы мучаются, они не могут составить такие списки –группа еще не сформирована. Подают «липовые» списки с вымышленными фамилиями. Видимо, только чиновники РЖД не знают, что у нас дети до 14 лет не имеют документа с фотографией. Как же проводник будет проверять, кто перед ними – Вася Иванов или Петя Сидоров?
Я не понимаю только, почему никто из представителей коммерческого туризма ранее не поднимал эти проблемы? Заговорили только, когда Минделевич поднял шум на всю страну. У нас много компетентных специалистов, но они «сидят по своим норам» (точнее, турфирмам, СЮТурам). Хотя кто лучше их самих знает все проблемы? Я не понимаю, откуда этот страх, этот трамвайный принцип – не высовываться? Если люди, работающие в детском туризме, так и будут ждать, когда «наверху» что-то решат и «на блюдечке с голубой каемочкой» поднесут им решения всех проблем, мы никогда эти проблемы не решим. (Думаю, для этого потребуется создать еще один Ростуризм.) 

Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы возродить детский туризм?

Что касается развития туризма в системе образования, тут в первую очередь нужны добрая воля и желание Минобрнауки России. Есть такая фраза: «Не поход воспитывает, а педагог». Туризм – хорошее средство воспитания, он позволяет опытному учителю многое в поведении детей исправить, но в то же время может закрепить и отрицательные черты в ученике и коллективе. Поэтому руководителей детских походов необходимо специально готовить, и основа обучения должна быть педагогическая. Ведь в детском туризме на первом месте, конечно, безопасность, но на втором – воспитательные цели (и уж потом – оздоровление, познание, обучение…). Научить туристским навыкам гораздо проще, чем педагогическим приемам, системе воспитания.
И, конечно, надо ликвидировать эту фантастическую систему бюрократии, чтобы организация походов не была мукой.
Я считаю, что проблемы детского туризма надо решать системно, по разным направлениям.

Что вы имеете в виду под системным подходом?

Нельзя изменить несколько документов и на этом успокоиться. В 2013 году Министерство культуры РФ организовало для 18 тысяч школьников поездки в Санкт-Петербург, потратив на это 168 миллионов рублей (без стоимости проезда). А у нас в стране 14,5 миллиона учеников (вместе с обучающимися в ПТУ). Цифры несоизмеримые. Даже если на поездки выделят миллиард из бюджета, смогут поехать лишь сто тысяч детей.  Все равно очень мало. Но бюджет не резиновый…
Разве можно это назвать системной работой по развитию туризма: есть деньги – дети едут, нет денег – не едут? Надо сделать так, чтобы это не зависело напрямую от количества денег в бюджете. Конечно, невозможно что-либо развивать, не вкладывая денег. Но помните известную притчу – что лучше подарить голодному: рыбу или удочку? Чиновники считают, что рыбу (дать деньги), я думаю – удочку (создать механизм развития). Чиновники говорят: дайте денег, и мы все организуем. Я говорю – деньги нужны, но не на сами поездки, а на создание системы туризма, проведение НИР и т.д. Тут главное – не деньги. Давайте устраним все искусственные преграды на туристских тропах, и энтузиасты сами за несколько лет увеличат массовость детского туризма как минимум на треть, а то и больше. 

Возьмем хотя бы палаточные лагеря -- оздоровительный туризм. День пребывания там ребенка обходится от 2 до 5 раз дешевле, чем в любом другом оздоровительном учреждении. (В палаточных лагерях, как правило, дети находятся на частичном самообслуживании, что гораздо лучше с педагогической точки зрения.) Такие лагеря создаются в хороших природных местах, где лучше экология. Оздоровление идет уже за счет того, что дети дышат другим воздухом. Например, правительство Москвы содержит свой лагерь в Болгарии. Я не говорю, что это плохо и не призываю его закрыть. Но на те же самые средства можно было бы в палаточных лагерях оздоровить в пять раз больше детей. Надо разумно подходить к этим вопросам. Пусть существуют различные лагеря, но палаточных должно быть гораздо больше, чтобы охватить летним отдыхом всех детей.

Как вы относитесь к  предложению ввести сертификаты на туристско–экскурсионные поездки школьников?

Я считаю, что государство должно ввести такие сертификаты. Этот сертификат надо вручать ребенку при поступлении в 1-й класс и использовать на протяжении всего его обучения в школе (начиная с 3-го класса). Сначала ученик может ездить по родному краю. После каждой поездки с сертификата будет списываться та или иная сумма, но не менее половины стоимости путевки. Например, почему бы московским школьникам не поездить по Подмосковью? У нас же столько интересных мест! Со временем поездки могут быть в более удаленные, в «знаковые» места страны (в Москву, Санкт-Петербург, на Байкал...). Конечно, стоимость поездки будет больше, но разумную часть затрат могут взять на себя родители. Кроме того, у нас же существует множество детских благотворительных фондов. Почему бы им тоже не принять участие в этой программе?

Вы с оптимизмом смотрите в будущее детского туризма?

Я вообще по натуре пессимист. Но когда общественность становится реальной силой, власть уже не может ее игнорировать. В детском туризме мы этого добились в Москве. Да и руководство страны сейчас поддерживает развитие детского туризма, были поручения и В.Путина, и Д.Медведева. Примерно раз в две недели проходят совещания по СанПиНам у вице-премьера О.Голодец. Например, СанПиНом по железнодорожным перевозкам мы занимаемся почти 2,5 года. Первые полтора ушли только на то, чтобы заставить Роспотребнадзор реагировать на наши предложения. Сейчас уже подготовлена третья редакция нового СанПиНа, где учтена большая часть наших предложений. Постараемся заставить их сделать и четвертую редакцию, и пятую -- до тех пор, пока этот документ не удовлетворит специалистов по туризму.
Когда один Минделевич из газеты «Вольный ветер» писал в Роспотребнадзор, от него просто отмахивались. А теперь, когда нас поддерживает Общественная палата РФ, когда Онищенко увидел, что я сижу в двух метрах от Медведева и могу сказать ему то, что считаю нужным и никто не заставит меня молчать, ситуация изменилась, уже просто так не отмахнешься. Ведь все чиновники очень боятся, когда их дурные решения становятся известны общественности и, тем паче, высшему руководству. Если бы не было нашей настойчивости, множества публикаций в СМИ и писем в разные ведомства, вряд ли что-либо изменилось бы.
Если реально заниматься детским туризмом, то, думаю, через года три количество детей с рюкзаками увеличится минимум в два раза, а экскурсионный туризм возрастет еще больше.
Конечно, рассчитывать на то, что все будет идеально, в России невозможно. Как и надеяться, что перестанут воровать. И это один из аргументов наших оппонентов. Да, мы прекрасно понимаем, что если государство будет выделять деньги или даже введет какие-то безденежные сертификаты, то наверняка найдутся ушлые люди, которые придумают, как переместить средства в свой карман. У нас же народ очень талантливый. Но разве должны мы из-за этого закрывать детский туризм? Проблем, конечно, хватит, но надо действовать и их решать. Кто не борется – тот уже проиграл.

От редакции. Комиссия по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Федерального агентства по туризму в рамках выставки «Интурмаркет» (Москва, март 2014 года) планирует провести «круглый стол», на котором специалисты по детскому туризму обсудят, каким образом можно выполнить майский (2012 года) указ Президента РФ В.Путина о расширении туристско-экскурсионных поездок школьников. Комиссия приглашает специалистов выступить с докладами о своем опыте работы в этой сфере.

Интервью провела Марина Круглякова


 
«Сжечь мосты», чтобы идти вперед
Интервью
sparo-1

Дмитрий Шпаро – путешественник, полярник, писатель, математик, кандидат физико-математических наук. В 1979 году во главе экспедиции «Комсомольской правды» впервые в мире достиг Северного полюса на лыжах. За это достижение занесен в Лондонскую Книгу рекордов Гиннесса. В Советском Союзе награжден Орденом Ленина.
В 1986 году впервые в истории полярной ночью 11 лыжников под руководством Дмитрия Шпаро прошли 700 км от советской дрейфующей научно-исследовательской станции СП – 26 через полюс относительной недоступности к СП-27.
В 1988 году совместная советско-канадская экспедиция, возглавляемая Дмитрием Шпаро, пересекла Северный Ледовитый океан по маршруту СССР – Северный полюс – Канада. За этот трансарктический переход Дмитрий Шпаро был удостоен ордена «Трудового Красного Знамени» и престижного приза ЮНЕСКО «Справедливая игра».
В 1989 году Дмитрий Шпаро во главе советско- американской экспедиции «Берингов мост» прошел за два месяца более 1200 миль от Анадыря через 16 чукотских деревень, Берингов пролив и 14 поселков на Аляске до американского города Коцебу.
В 1998 году Дмитрий Шпаро вместе с сыном Матвеем впервые в истории перешел на лыжах через Берингов пролив по дрейфующим льдам и был во второй раз занесен в Лондонскую Книгу рекордов Гиннесса.
В 1989 году Дмитрий Шпаро создал Клуб «Приключение», став председателем его правления и директором. С тех пор активно занимается спортивной реабилитацией инвалидов. Организовал марафоны, в которых участвовали люди в инвалидных колясках: Москва – Киев – Кривой Рог (1400 км), Владивосток – Санкт – Петербург (11000 км), Санкт – Петербург – Алма – Ата (9000 км), Семипалатинск – Челябинск – Чернобыль (10000 км). Несколько уникальных восхождений на высочайшие вершины мира: Казбек, Килиманджаро, Мак – Кинли и экспедицию через Гренландию, в которых участвовали люди с ограниченными физическими возможностями.
При деятельном участии Дмитрия Шпаро в 2008 году двое лыжников - Матвей Шпаро  и Борис Смолин - достигли Северного полюса полярной ночью.
Вместе с сыном Матвеем создал в Карелии экологический, оздоровительный молодежный лагерь «Большое приключение», где дети со всей страны получают уникальную возможность совершить удивительные путешествия – отправиться в велосипедный поход, покорить на катамаранах бурные северные реки, получить множество других полезных навыков. 
В течение последних шести лет Дмитрий Шпаро ежегодно организует экспедиции на Северный полюс, в которых участвуют российские юноши и девушки 16-17 лет.

1979_1
- Более 30 лет назад ваша экспедиция, достигла Северного полюса. До сих пор люди стремятся туда попасть. Как вы думаете, ими движут те же самые мотивы?
Мы в 1979 году стали самыми первыми людьми, которые пришли к Северному полюсу по дрейфующим льдам пешком, на лыжах. Это уникальная точка планеты, испокон веков романтическая и труднодостижимая. Любое покорение Северного полюса рассматривалось как национальное достижение. Особенно нас радовало то, что мы водрузим знамя Советского Союза на Северном полюсе. У современных путешественников, конечно, таких патриотических чувств нет. Но ореол этого удивительного места до сих пор сохраняется.
Вот уже шесть лет мы каждый год водим молодежные экспедиции на Северный полюс. Последняя состоялась в апреле 2013 года. Туда попадают юноши и девушки 16-18 лет из различных регионов России. Мы их очень тщательно отбираем. На заключительном этапе отбора 40-60 претендентов вывозим в наш лагерь «Большое Приключение» в Карелии. А уж там из них выбираем самых достойных, семерых –  тех, что пойдут к Северному полюсу.
- Вы побывали на Северном полюсе много раз. Какие чувства возникают, когда вы в очередной раз попадаете туда?
Впервые дойдя до Северного полюса, я испытал чувства те же, что и  при рождении сына. С тех пор в этом удивительном месте я побывал более десяти раз. Теперь, когда наша молодежная экспедиция достигает Северного полюса,  я прилетаю туда, чтобы забрать ребят и поучаствовать в торжественной церемонии.
Мы поднимаем флаг России, участники - флаги своих областей или республик. Исполняется гимн России. Говорятся какие-то торжественные слова. Потом водим хоровод вокруг точки Северного полюса, чтобы буквально за минуту совершить кругосветное путешествие, пересекая все 360 меридианов, наконец, все играют в футбол.
Это трудно объяснить, но мне кажется, что на Северном полюсе всегда холодно. Хотя на самом деле становится реально теплее - происходит потепление. Правда, в этом году был мороз 25 градусов, но предыдущие пять лет было минус 15. Там вокруг как стояли, так и стоят жесткие белые и голубые льды. Они движутся, но когда ты на них находишься, кажется, что они неподвижны. Не могу сказать, что я сразу начинаю что-то вспоминать. Но возвращение приносит чувство какого-то удовлетворения. Я счастлив, что снова попал сюда. И я это воспринимаю, как награду за то, что организовал экспедицию, что ребята пришли сюда и получили свою долю счастья и славы. Помню, мы с моим сыном Матвеем, в 2005 году, когда помогали провести экспедицию князю Монако Альберту II к Северному полюсу, присели метрах в двухстах от домиков нашей дрейфующей станции на льдину. И вот мы сидим, ветер воет, холодно, солнце низкое, несется поземка, розовая в его лучах. Непередаваемые ощущения. Появилось какое-то неосознанное восприятие себя в прошлом. Возникли те же самые чувства, которые раньше испытал.
- Как вы думаете, современные путешественники испытывают такие же чувства?
Я уверен, что стихия Северного полюса действует на современного человека, точно так же как на его предшественника. И соприкасаясь с ней, он испытывает одинаковые с ним чувства.
Говорят, белое безмолвие – и это не просто красивые слова, потому что когда ты отходишь от палатки, и тебя со всех сторон окружают белые, голубоватые, а если солнце, то оранжевые, льды, ты чувствуешь свое одиночество и на самом деле слышишь эту удивительную тишину безмолвия.
Эмоции, которые охватывают путешественника в точке Северного полюса, не меняются.
Я  знаю, когда наши ребята из молодежных экспедиций приходят на Северный полюс, они абсолютно счастливы. Они одержали свою собственную победу и побывали в удивительных местах, куда крайне сложно попасть. Конечно, у них нет представления о драматизме четырехвековой истории покорения  Арктики, но им известно, что экспедицию организовал Клуб «Приключение». Они знают меня, как человека, дошедшего до Северного полюса на лыжах. Они идут рядом с Матвеем Шпаро и Борисом Смолиным, которые смогли вписать свое слово в, казалось бы, уже полностью написанную летопись покорения Северного полюса. Если после нашей экспедиции 1979 года на лыжах до Северного полюса дошло множество путешественников, и это никого не удивляет, то повторить то, что сделали Матвей и Борис, вряд ли кому-то удастся. В 1979 году мы, пройдя 1500 км,  дошли до полюса за 79 дней. А они двигались по более короткому пути, но достигли заветной точки через 88 дней из-за того, что шли полярной ночью. Они  стартовали 22 декабря. Это самая темная полярная ночь. Матвей и Борис должны были до ее окончания дойти до Северного полюса. И они дошли, претерпевая массу трудностей и страхов, связанных с темнотой. Это невозможное путешествие состоялось, и ребят буквально сразу внесли в Книгу рекордов Гиннесса.
- Но впервые полярной ночью сквозь льды на тридцать лет раньше прошла ваша экспедиция?
Опыт путешествий полярной ночью накапливался. В 1985 году у нас был совместный 250 км поход полярной ночью с пограничниками по Большеземельской тундре. Пограничники шли в своем обмундировании и с оружием – они одновременно выходили в наряд по охране государственной границы.
В 1986 году наша экспедиция «Комсомольской правды» совершила переход  полярной ночью по льдам - от дрейфующей станции СП-26 («Северный полюс-26») до СП-27, пройдя через полюс относительной недоступности (точка, равноудаленная от всех северных окраин земли).  На СП-26 мы с полярниками сфотографировались в свете прожекторов, затем они провожали нас на снегоходах, стреляли из ракетниц. Над нами взлетали зеленые «ракеты» и освещали путь. Потом, когда это все кончилось, опустилась мгла полная.
Мы тогда считали, что белый снег – это такая хорошая отражающая поверхность, что должен сохраниться хоть какой-то свет, даже когда нет луны, звезд и северного сияния. Но мы заблуждались.
Если не включать фонарик, человека не видно на расстоянии шага. Ты идешь, слышишь скрип его лыж, но ни его, ни даже своих лыж не видишь. Равно как препятствий, торосов, трещин и даже белых медведей, пока они сами себя не обнаружат. К примеру, когда Матвей и Борис шли полярной ночью к Северному полюсу, у них был такой эпизод. Они стояли, прижавшись плечами друг к другу. Было очень холодно и дул такой сильный ветер, что они решили перекусить стоя и идти дальше. К голове у них были прикреплены фонарики. Матвей повернул голову, и луч высветил картину - рядом с ними в метрах десяти тоже вертикально на двух лапах стоит белый медведь. Причем ребята молчат и медведь молчит. У нас, когда мы шли от СП-26 к СП-27, медведей на маршруте не было. Потому что изменились льды. Тогда были многолетние льды, на которых медведям особенно нечего делать. А сейчас – тонкие однолетние. Поэтому в наши дни белых медведей можно встретить не только у побережья, но и по всей Арктике. И это реальная очень большая опасность.
- В чем еще сложность путешествия полярной ночью?
Когда  поднимается солнце – это свет и хоть какое-то тепло. Когда мы шли к полюсу, то уже в начале апреля выставляли лыжные ботинки на солнце, и они высыхали, хотя был мороз 25 градусов. Но главное – не это, обувь можно и у примуса высушить.
Расставшись с СП-26 26 января, мы шли в полной темноте до 15 февраля. Потом на востоке в полдень небо начало светлеть. Солнце к концу полярной ночи поднимается к горизонту, и от него идет свечение. Мы двигались на запад, а сзади нас возникала эта желтая необыкновенная подсветка, и с каждым днем она становилась все ярче и ярче. Это потрясающее зрелище – пожалуй, самое красивое, из того, что я видел в жизни. Мы шли с тяжелыми рюкзаками, мороз 50 градусов, но все постоянно оглядывались назад, чтобы взглянуть на эту небольшую полусферу над горизонтом, подсвеченную солнцем. На нее было безумно приятно смотреть, и у всех сразу же поднималось настроение. Солнышко помогает жить. А отсутствие солнца и света угнетает психику, делает твое состояние болезненным.
- Что еще было впервые во время этой экспедиции?
Когда мы 7 марта пришли на СП-27, льдину, на которой она находилась, раскололо. Ил-14, высадивший экспедицию на СП-26, теперь не мог нас забрать, потому что длина взлетно-посадочной полосы стала всего лишь 350 метров.
Тогда на Севере проходили испытания реактивного транспортного самолета Ан-74 из КБ Антонова. И командир экипажа Сергей Горбик, Герой Советского Союза, решил, что в качестве испытательного полета снимет нас с льдины. Мы с полярниками срезали и сбивали ледяные заструги, вывозили тонны снега на санках, чтобы подготовить площадку для приземления. Появился самолет. Прежде, чем коснуться колесами льда, он, казалось, застыл в воздухе, затем, пробежав 300 метров, остановился. Потом Горбик погнал самолет по полосе задом, потом вперед. Взлетел, снова сел. Улетел на землю (1100 км), прилетел. Это было удивительное и уникальное зрелище – впервые реактивный самолет сел на дрейфующий лед.
- Наверное, это очень страшно, когда раскалывается «пол» под ногами?
По сравнению с тем, по каким льдам мы шли, у нас страха из-за этого не возникало. Помню, там посередине станции был небольшой колодец – лунка, метра полтора, с ледовыми стенками такой же толщины и с лестницей, опущенной в темно зеленую воду. Над ним стояла палатка, горел свет. Полярники там купались. Для нас они устроили баню. После нее все валялись в снегу – это был некий ритуал. Забавный и приятный. Потом разгоряченными ныряли в этот «бассейн». Странно, я не боюсь холода и холодной воды, но вдруг испугался залезть в этот колодец, Мы только что успешно завершили экспедицию, а когда пройдешь по такому маршруту, возникает ощущение неимоверной личной силы, большой, предельной тренированности. А тут побоялся. Мне казалось, что если я сейчас туда голый залезу, то не смогу выбраться, и все это каким-то фатальным образом кончится. У меня никогда особых страхов не было, а тут возник.
- Чувство страха в Арктике не удивительно. А смешные случаи во время ваших экспедиций были?
Вообще-то в Арктике со смехом не очень. Мы шутили, когда шли к Северному полюсу в 1979 году. Шел 60-65 день путешествия. Середина мая. Солнце палило. Так красиво было вокруг! Все льды окрашены в желто-оранжевый цвет. Мы чувствовали себя уже немного расслабленными. У нас была красная палатка, в нее – круглый лаз, отличающийся по цвету, чтобы было легче его найти. Мы завтракали в палатке,  вход в нее был открыт, и все любовались открывающимся красивым пространством, погруженным в солнечные лучи. Мы смотрели в это «окно», как будто на экран телевизора. Тогда в СССР шли две популярные телепередачи – «Клуб кинопутешествий» и «В мире животных». Кто-то сказал: «Как будто идет передача «Клуб кинопутешествий»». Другой сострил: «А если смотреть с улицы в палатку, то – «В мире животных»».
Когда мы шли с Матвеем через Берингов пролив, реальные шутки начались только тогда, когда уже были около американской земли. Над нами пролетел патрульный американский самолет. Мы по рации сказали им, кто такие. Американцы ответили: «Мы вас спасали два года назад. Давайте сбросим вам что-нибудь поесть». А мы были страшно голодные, потому что брали с собой продуктов на десять суток, а уже шел 20 день путешествия. Но нам было неудобно просить, и мы отказались. Они улетели. Потом вернулись и снова предложили: «Вам сбросить что-нибудь поесть?» Мы согласились: «Давайте, сбрасывайте». Возможно, тут нет ничего смешного, но мы потом почему-то смеялись, вспоминая этот эпизод. Затем мы пришли в заброшенную деревню. На следующий день на снегоходах приехали эскимосы и отвезли нас в ближайший населенный пункт. Там приготовили роскошный обед, где мы впервые попробовали вареное мясо белого медведя. А нас во время перехода через Берингов пролив ночью атаковал белый медведь. Порвал палатку. Мог покалечить. Было крайне опасно. Матвей в него стрелял, но не убил, да и не хотел этого делать. Потом мы шутили, что, может быть, это вареное мясо у эскимосов – и есть тот самый белый медведь. 
- Какие еще неожиданные ситуации возникали во время перехода через Берингов пролив?
Там каждый день приносил сюрпризы. Это было очень трудное путешествие. Берингов пролив - такое бешеное место, где постоянно все меняется. Ничего нельзя предусмотреть. Например, однажды, на пути появилась вода. У нас на такой случай с собой была резиновая лодка. Мы ее надули. Но пока это делали, в течение десяти минут, вода затянулась кусками льда. Естественно на лодке уже переправиться стало невозможно. И мы по этому льду, кое-как, боясь оступиться и провалиться, пришли к тому месту, куда только что собирались приплыть. Такие ситуации типичны для Берингова пролива.
- Почему одни экспедиции достигают своей цели, а другие – нет, несмотря на то, что одинаково хорошо оснащены и в них участвуют столь же опытные люди?
Опыт человека должен подсказывать ему, что можно сделать, а что нельзя. При этом важно выполнить то, что хочешь, не ценой собственной жизни или жизни своих товарищей. У нас все экспедиции всегда очень продуманны. Был сильный эпизод. Мы собирались осуществить восхождение на гору Мак-Кинли (6194 м) с двумя инвалидами в колясках (в экспедиции участвовали два инвалида и девять здоровых ребят). Все тщательно обдумывалось и проверялось. Матвей с профессиональным альпинистом ездил на Аляску и они поднялись на Мак-Кинли, изучили маршрут, по которому собирались идти.
Незадолго до старта ко мне подошел Матвей и сказал, что важно еще раз проверить здоровых ребят. Они решили подняться на пик Ленина в феврале. Это семитысячник, популярное место, туда в большом количестве поднимаются альпинисты. Но это летом. В феврале за все время туда поднялись не более десяти человек. Я очень хорошо понимал, что эта зимняя экспедиция крайне сложна и опасна, но она была контрольным тестом перед Мак-Кинли. Говорю: давай. В восхождении участвовали восемь человек. Пять из них поднялись на вершину. Трое: Матвей, Борис Смолин и врач Анатолий Соболев, остались в пещере на высоте 5200 метров, потому что они не альпинисты, в отличие от остальных. Это было классное испытание, и Матвей своей командой был очень доволен. Он смело шел на Мак-Кинли, полностью веря в успех. В конечном итоге, все зависит от того, насколько путешественник хорошо подготовлен. Важна и одежда, и чистота бензина и надежность оборудования, которые он берет с собой. Еще важно, чтобы этот человек мог многое предвидеть. Без этого нельзя отправляться в путешествие. Тур Хейердал хорош не тем, что был спортсменом, а тем, что был умным человеком.


sparo-02- А удача, какую она играет роль, например, в ваших экспедициях?
Чтобы доказать свою готовность идти к Северному полюсу, мы пошли на лыжах через пролив Лонга, разделяющий остров Врангеля и Чукотку. Он больше Берингова пролива, но такой же гнусный и трудный. Мы шли через него 20 дней. И произошел такой эпизод. Нас было пять человек, и мы стали переправляться на маленькой лодочке через воду. Вода начала быстро затягиваться кусками плывущего льда. Идти по ним было невозможно, надо было продолжать переправу в лодке. При этом, наш берег в буквальном смысле исчезал. Четверо переплыли. Я остался. Уже никакой воды не было. Я лежал в лодке, меня тащили, а подо мной – ледяные комья, перебирали мои позвонки. Лодка могла порваться. Она должна была порваться! Но все обошлось. Меня вытащили. Я находился в блаженном состоянии - ведь мы прошли такое место, которое, казалось, преодолеть невозможно. И Володя Диденко – очень сильный турист из Усть- Каменогорска – мне сказал, что я родился в рубашке. Я сильно тогда на него обиделся. Мне казалось, что все успешно закончилось не из-за того, что нам повезло, а потому что просто мы все пятеро делали абсолютно то, что должны были делать. Когда организовывали эту челночную переправу, мы бегали, как угорелые, делали все крайне быстро и четко, не допуская ни одного лишнего движения. Так что я не могу сказать, что в моих экспедициях когда-то и кому-то в чем-то повезло.
Мы с Матвеем преодолели Берингов пролив с третьей попытки. Когда в 1996 году шли первый раз, нам не повезло, мы дали сигнал SOS. В 1997 году – тоже не повезло. Но сказать, что повезло в 1998 году тоже не правильно. Удача тут ни при чем! Ко второй попытке мы подготовились лучше, чем к первой. А к третьей – лучше, чем ко второй. Сделали базовую точку на Чукотке. Другую поместили, несмотря на то, что это очень дорого, на Аляске. Там были запасные вещи, радиостанции, GPS, запасы продуктов. Таким образом, мы гарантировали, что, как минимум, останемся живы. Если у нас все утонет, нам возобновят наши запасы, и мы сможем продолжить движение. Кроме того, мы хорошо изучили нрав этого сложного места – Берингова пролива – и обрели важную внутреннюю уверенность. И когда пошли в третий раз через Берингов пролив, нам уже трудно было представить ситуацию, что мы его не пройдем.
Прежде чем стартовать полярной ночью 22 декабря 2007 года Матвей и Борис весной, в марте, пересекли на лыжах все тот же пролив Лонга. У нас была договоренность: если они его пройдут, то ночью стартуют, не пройдут – не стартуют. Это был экзамен. Экзамен для самих себя. Очень хороший экзамен. Чтобы быть готовым к чему-то настоящему, надо пройти через настоящие передряги. И они должны быть, так сказать, соизмеримы с тем, что ты хочешь сделать. И когда есть такой запас прочности, появляется внутреннее чувство убежденности, что то, что ты собираешься выполнить, легче того, что ты уже совершил.
Есть изумительные слова Нансена о том, что надо сжечь мосты, чтобы достичь победы. Конечно, «сжечь мосты» – это не значит лишить себя спасения. Ты сжигаешь мосты в том смысле, что тебе ничего не остается, как идти вперед. Ты сам не можешь повернуть обратно. У тебя нет возможности быть слабым, ты все время должен быть сильным. В этом смысле мы всегда «сжигаем мосты».
Интервью провела Марина Круглякова

 
Татьяна Лазарева:«Люблю путешествовать»
Интервью

lazТатьяна Лазарева — актриса и просто остроумная и красивая женщина. Мы встретились с Татьяной в небольшом московском ресторанчике, чтобы поговорить о путешествиях и фотографии.

 
Львиный сафари-парк в Крыму
Интервью

1-zubВ просторной травянистой саванне, под развесистым деревом отдыхал львиный прайд. Взрослые львы спали, раскинув по шелковой траве лапы, а львята, как всегда, полные сил, играли, приставали к старшим и трепали друг дружку. Но вот невдалеке, лавируя между деревьями и кустами, показался джип с туристами, вооруженными длиннофокусной оптикой. Сафари началось!
Нарисованная сценка явно взята из парков Восточной Африки? Ан нет, - из Крыма! В апреле 2012 года недалеко от Симферополя, в Белогорском районе открылся новый сафари-парк «Тайган»! В нем только львов обитает около 50 особей. А еще есть тигры, жирафы, леопарды, лани, пони, косули, як тибетский, обезьяны и много-много различной птицы! А устроил это чудо-чудесное директор ялтинского зоопарка «Сказка» Олег Зубков! Он купил 32 га пустующей земли под Белогорском, на которой когда-то стояла воинская часть, обнес это все оградой и организовал зоопарк и сафари-парк. Долгих шесть лет строился зоопарк, завозились животные из Африки и Европы. Наконец-то парк открылся и принял первых посетителей, раскрывших от удивления и восторга рты! Представьте - на просторном, огражденном участке зеленой саванны тут и там лежат пары и одиночные львы. А над ними, поверху, пролегают металлические мостки, по которым посетители, бегая от бортика к бортику, смотрят за жизнью львов. В определенное время хищникам вывозят мясо и тогда даже самые ленивые из них поднимаются и бодро двигаются в сторону кормежки. Завладев куском поприличней, лев обнимает его лапами и поедает, поглядывая по сторонам.
Иногда в парк заезжает джип с туристами, которые хотят увидеть львов поближе. С ними всегда выезжает главный устроитель парка, хозяин и укротитель львов Олег Зубков. Зная каждого льва в лицо, он подходит к ним, треплет за гривы, таскает за хвосты, ноги и вообще, обращается с царями зверей, как с плюшевыми игрушками. И это при том, что львы здесь совершенно настоящие и не из зоопарков, а из дикой природы!
- Олег Алексеевич, скажите, долго ли вы создавали свою вторую «Сказку»?
- Целых шесть лет! 
- Как все здесь началось? 
 - Когда я построил зоопарк «Сказка» в Ялте, я не смог себя проявить как создатель зоопарка на полную мощь, потому что уж очень мало было там территории. Мне так хотелось и животным дать больше пространства, и посетителей дольше задержать на территории, погрузив их в природу. И тогда я задумался, где же взять такой кусочек земли. Когда мне предложили эту базу в степном районе Крыма, я приехал, увидел качественный советский бетонный забор, огораживающий развалины бывшей военной базы, и понял, что это то, что мне нужно! Мне сегодня приятно, что я как бывший военный, приобрел кусочек Советского Союза, что смог все это восстановить, так сказать, перековать меча на орала!
- А как чувствуют себя власти Крыма в свете того, что вы сделали?
- Проект сафари-парка - это прекрасный пример того, как частный бизнес сотрудничает с органами власти. Я очень признателен руководству, всем службам республики за то, что, во-первых, оценили по достоинству этот проект как туристский объект. И без поддержки правительства АРК, конечно, это открытие невозможно было бы, ведь в «Сказке» я 15 лет добивался разрешения земельного вопроса.
- 50 львов - это же постоянная опасность. Как огорожена территория?
- Конечно, создавая такой парк, я думал, прежде всего, о безопасности. Мало того, что я воспитываю своих львов и убираю тех, которые проявляют агрессивность, надо изучать характер каждого льва. Посетители, жители окрестных городов должны находиться в безопасности, поэтому, помимо бетонного забора, построен еще один дополнительный забор - контрольное ограждение. Львы не копают тоннели, поэтому достаточно ограждения, но эта зона охраняется и ежедневно осматривается. Даже если они пройдут первые ограждения, то там еще есть бетонный, забор. Плюс те мосты, по которым ходят посетители, конечно, имеют предупреждающие таблички.


1-zub21-zub31-zub41-zub51-zub61-zub71-zub81-zub91-zub101-zub11

- Расскажите еще о своем парке
- Главная достопримечательность Парка - его дерзкий проект, это когда 50 львов делят одну территорию, ухаживают за своими прайдами, рожают малышей. Мне удалось собрать коллекцию из всех зоопарков - и украинских, и российских, даже привезти белых львов из Южной Африки, но в то же время мне не хотелось бы, чтобы посетители увидели только львов, хочется задержать их внимание в этом парке на целый день. Поэтому здесь появилось 1,5 тысячи млекопитающих и птиц. Всего около 200 видов. С некоторыми можно «за ручку прогуляться», с косулями например. Из Южной Африки приехали жирафы, а также зебры, верблюды и другие. Они прекрасно смотрятся на фоне крымских гор, на фоне водохранилища Тайган. И Белая скала как на ладони видна со всех смотровых площадок и точек. И по территории всего парка более 100 павлинов распускают свои прекрасные хвосты. Есть 5 видов обезьян, живут попугаи. Т.е. я создавал такую сказку, где человек может на целый день погрузиться в мир живой природы, там не будет конца наблюдениям. Есть у парка один недостаток – посетители не хотят уходить, потому что уж очень много объектов. Но здесь можно остаться, поскольку есть чудесная гостиница.
- Кроме всего прочего и сама территория благоустроилась. Может быть, несколько слов об этом.
- Парк  занимает территорию в 32 га, это как 12 ялтинских зоопарков, и на территорий сафари-парка помимо 20 га, где свободно гуляют львы, есть еще и детский зоопарк, где собраны мини-животные, есть и стационарный зоопарк, в котором планируется помимо жирафов содержать еще слонов из Юго-Восточной Азии. Для них строится большой вольер. Вся территория благоустроена, озеленена, вычищена, положено около 30 тысяч квадратных метров асфальта, есть кафе, гостиница, ресторан, места благоустройства, но я думаю, что люди сами это увидят. Я привез много мраморных скульптур из своих поездок, а фонтан из белого мрамора украшает центральную площадь. Там действительно торжественно, и как говорят, похоже на версальскую, европейскую площадь. Мне все равно, от чего люди получат больше удовольствия - от мраморных скульптур, от львов, от общего благоустройства или от антуража Белой скалы и гор, я хочу, чтобы положительных эмоций посетители парка получили как можно больше.
-  Что вы можете всем нам пожелать на прощание?
- Дорогие крымчане, дорогие гости! На карте Крыма появился ещё один туристский объект – сафари-парк «Тайган»! Планируйте свои отпуска: впереди весна, лето - прекрасное время, особенно когда расцветут ирис и сирень, и среди этих цветов по крымской степи гуляют цари зверей. Уверен, что ваши впечатления будут очень насыщенными, что это будет памятный день для вас. Звоните по телефонам парка, приезжайте. Еще, пользуясь случаем, хочу сказать всем любителям природы: надеюсь, это не последний парк, который я открываю в Крыму. У меня есть планы и желание создать еще что-нибудь интересное, особенно когда тебя поддерживает такое количество крымчан, когда правительство так благосклонно помогает делать документы, которые у меня в прошлом, что называется, всегда отставали от реальности.
Интервью вел Василий КЛИМОВ

 


Страница 2 из 31

Новые книги

Петродворец

News image

Петродворец.Это издание рассказывает об архитектурно-художест¬венном ансамбле Петродворца (Петергофа), шедевре русского зодчества и искусства XVIII столетия, снискавшем мировую славу. Все в этом ансамбле — парки и фонтаны, каскады и золоченые статуи, ро...

Далее...
Больше в: Книги

Путеводители

Барселона

News image

В этом карманном путеводителе описаны история, достопримечательности и индустрия развлечений ...

Далее...
Больше в: Путеводители

Наши партнеры

Атлантис Лайн

News image

"АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ"Россия, г.Москва, Новая Площадь, д.10тел. +7 495 787 25 10"ATLANTIS LINE SEA CRUISES"Russia, Moscow, Novaya Ploschad, 10tel. +7 495 787 25 ...

Далее...
Больше в: Наши партнеры